Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 29 августа 2023 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шашковой Е.Н., с участием:
помощника прокурора Южского района ФИО3,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении к устранению несанкционированной свалки на территории людского кладбища,
установил:
заместитель прокурора Южского района Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом последующих уточнений, к МКУ «Управление городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности:
- на МКУ Управления городского хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку на территории Южского городского кладбища на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: квартал <данные изъяты> у захоронения ФИО2,
- на администрации Южского муниципального района Ивановской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование работ по устранению указанной свалки, в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства».
Как следует из представленного искового заявления, в результате проведенной прокуратурой Южского района проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории людского кладбища Южского городского поселения, выявлена несанкционированная свалка у захоронений ФИО2, представляющая собой скопление биологических и синтетических отходов в виде листвы, веток, пластика (венки, искусственные цветы, пластиковые бутылки, пакеты).
Наличие указанной несанкционированной свалки, на не предназначенной для ее размещения территории, нарушает права неопределенного круга лиц, посещающих кладбище, поскольку затрудняет проход между захоронениями, нарушает права на благоприятную окружающую среду, причиняет ущерб почве, способствует возгоранию.
В обоснование заявленных требований прокурор руководствуется положениями ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 года № 76-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 2, 8, 13, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
В судебном заседании прокурор ФИО3 уточенные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам искового заявления, настаивала на их удовлетворении, не возражала продлению срока для устранения несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района – ФИО4, в судебном заседании удовлетворению исковых требований не возражал, просил о рассмотрении вопроса об определении срока для исполнения истребуемой к возложению обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью изыскания дополнительных бюджетных средств и бюджетных средств, сформированностью бюджета на 2023 год, возможностью проведения работ по истечении зимнего и весеннего периода.
Заслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Настоящий иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, и интересов РФ в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан прокурором в пределах своих полномочий.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил, является обязательным для юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального Закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999).
В силу п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (п.1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает, в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения (статья 1 Закона N 8-ФЗ).
Согласно пункту 2.5.1 "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" объектом похоронного назначения является градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения; к объектам похоронного назначения относятся, в том числе, кладбища.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее СанПиН 2.1.3684.21-21).
Согласно пункта 17 СанПиН 2.1.3684-21, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии с пунктом 65 СанПин 2.1.3684-21 определено, что на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Согласно пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), несанкционированная свалка отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Изложенное свидетельствует о недопустимости размещения свалок отходов в местах погребения тел умерших на территории людского кладбища вне контейнерных площадок.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (ч.4 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 года)
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ, при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений.
В силу положений п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании ч. 2 ст. 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Доводы прокурора, изложенные в административном исковом заявлении, о наличии скоплений отходов в виде свалки на территории людского кладбища, расположенного на земельном участке Южского городского поселения, у захоронения с местоположением <данные изъяты>, ФИО2, подтверждаются представленным в материалах дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей.
В обоснование доводов о выявлении свалок с отходами в рамках, проведенной прокуратурой проверки, суду представлено решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения людского кладбища, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, находится в муниципальной собственности Южского городского поселения.
В соответствии со справкой КУМИ Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок используется по целевому назначению, для размещения кладбища.
Согласно п.п. 3, 20, 24 п. 1 ст. 5 Устава Южского городского поселения, к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Полномочия исполнительно-распорядительного органа Южского городского поселения Южского муниципального района решением Совета Южского городского поселения возложены на Администрацию Южского муниципального района (ст.24 Устава). При этом полномочия, которыми наделена Администрация Южского муниципального района, осуществляются за счет средств бюджета Южского городского поселения (п. 3 ч.1, ч. 5 ст. 37 Устава Южского городского поселения).
Часть 1 статьи 296 ГК РФ определяет, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 2.1. Устава МКУ «Управление городского хозяйства», целью деятельности учреждения является, в том числе обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления на территории Южского городского поселения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта и иных вопросов, отнесенных к видам деятельности Учреждения настоящим уставом.
МКУ Управление городского хозяйства, создано в виде муниципального казенного учреждения (п. 1.2 Устава), является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности (п.п. 1.7, 1.8 Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества, права и обязанности которого осуществляет Администрация Южского муниципального района (п.п. 1,6, 1.9 Устава)
Согласно п.п. 2.2.4 и 2.2.5 Устава, МКУ Управление городского хозяйства осуществляет участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах населенных пунктов Южского городского поселения, а также организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах населенных пунктов Южского городского поселения.
Решение вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, содержания мест захоронений в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами, является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципального образования, неисполнение данной обязанности создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также свидетельствует о нарушении прав граждан на соблюдение санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что людское кладбище с выявленной несанкционированной свалкой, указанной прокурором, расположенное на земельном участке в границах Южского городского поселения, находящемся в муниципальной собственности поселения, функции исполнительно-распорядительного органа которого делегированы Администрации Южского муниципального района, а функции по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и содержанию мест захоронения делегированы МКУ Управление городского хозяйства, субсидиарную ответственность по обязательствам которого от имени собственника имущества несет Администрация Южского муниципального района, при установленных обстоятельствах свидетельствующих о наличии на территории людского кладбища несанкционированной свалки, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, на обеспечение охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности граждан, прав граждан на соблюдение санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заявленных к ответчикам, и их удовлетворении.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривается право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
При определении срока, в течение которого ответчикам необходимо исполнить заявленные исковые требования, суд учитывает принцип исполнимости судебного решения, объем подлежащих выполнению работ, порядок их финансирования, характера защищаемого права неопределенного круга лиц, позицию ответчиков, в связи с чем, соглашается с их доводами, не оспоренными истцом об установлении срока для устранения несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ, считая данный срок разумным и справедливым.
Поскольку Администрация Южского муниципального района и МКУ Управление городского хозяйства, являясь юридическими лицами, осуществляют делегированные им функции органов местного самоуправления, оба ответчика в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Южского района Ивановской области к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении к устранению несанкционированной свалки на территории людского кладбища - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку на территории Южского городского людского кладбища на земельном участке с кадастровым номером №, у захоронения ФИО2, с местоположением: <данные изъяты>.
Обязать Администрацию Южского муниципального района, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование работ по устранению несанкционированной свалки на территории Южского городского людского кладбища на земельном участке с кадастровым номером № у захоронения ФИО2, с местоположением: <данные изъяты>, в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства».
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Шашкова Е.Н.