ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу №21-269/2022
г. Уфа 14 марта 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.
при секретаре Даминовой Р.И.,
с участием защитника ООО «Башкирской генерирующей компании» Кутлина М.А., должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Салиховой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кутлина М.А. на решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2022 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении №37-А/АИ-ЛИ от 20.10.2021г. по ст.8.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» оставлено без изменения, жалоба защитника Хазиева А.М. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении №37-А/АИ-ЛИ от 20 октября 2021 года юридическое лицо – ООО «Башкирская генерирующая компания» (далее ООО «БГК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Судьей Советского районного суда г. Уфы РБ по результатам рассмотрения жалобы защитника Общества вынесено вышеприведенное решение.
На указанный судебный акт подана жалоба защитником ООО «БГК в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Законный представитель ООО «БГК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно п.1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. б ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 ФЗ-7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Одновременно, в соответствии с п.4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, в качестве стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ) при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).
Квалифицирующим признаком источника загрязнения атмосферного воздуха законодательством признается поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, юридическим лицом допущено нарушение требований природоохранного законодательства, а именно: в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год ООО «БГК» «Уфимская ТЭЦ-2» №5083596, содержится недостоверная (искаженная) информация о количестве стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно отображены сведения об источниках выбросов №0005 (Стационарный источник труба аммиачного хозяйства), №0007 (Стационарный источник труба реагентного хозяйства), № 0013 (Стационарный источник труба разгрузсарая №0013), которые отсутствуют в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство № 3326423 от 24.12.2020, код объекта 80-0102-000559-П), что влечет административную ответственность по ст.8.5 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица контрольного органа о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является правильным, основанным на проверенных в ходе рассмотрения дела доказательствах, должный анализ и правовая оценка которым даны в постановлении должностного лица.
Судьей нижестоящей инстанции указанные выводы проверены и обоснованно признаны верными.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для признания совершенного ООО «БГК» административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 июля 2009 года № 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом системного анализа вышеуказанных правовых норм, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Оценивая характер и степень общественной опасности правонарушения, совершенного ООО «БГК», с учетом того, что начисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду со стороны ООО «БГК» и не представления сведений для актуализации учетных сведений объекта негативного воздействия на окружающую среду являются незначительным и действия не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинили вреда интересам граждан, общества и государства, исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, считаю возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ООО «БГК» от административной ответственности за совершение ею административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении №37-А/АИ-ЛИ от 20 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «БГК» подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО «Башкирская генерирующая компания» Кутлина М.А. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ и Оренбургской области, заместителя начальника межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Фарахутдинова Л.И. по делу об административном правонарушении №37-А/АИ-ЛИ от 20 октября 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Башкирской генерирующей компании» отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов
справка: судья районного суда Джояни И.В.