Дело 2-325/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Михайловский районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Ковшаревой Е.Ю.,
При секретаре Ранкевич Ю.С.,
С участием заместителя прокурора <адрес> Мовчан В.Н.,
Представителя ответчика Администрации Михайловского муниципального района Коконовой А.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к
МБОУ «СОШ <адрес>» Михайловского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, к Администрации Михайловского муниципального района <адрес> о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий,
Установил:
В суд обратился <адрес> с указанным выше иском. В обоснование исковых требований указал, что <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ <адрес>» Михайловского муниципального района, в ходе которой выявлено, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения должным образом не обеспечена.
По информации администрации Михайловского муниципального района в МБОУ «СОШ <адрес>» Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Исходя из изложенных норм действующего законодательства оборудование зданий образовательного учреждения системами телевизионного наблюдения (видеонаблюдения), охранной сигнализацией, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения.
Как следует из ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Кроме того, к вопросам местного значения муниципального района отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Из анализа приведенных норм закона следует, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения, системы сигнализации. В свою очередь, финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления муниципального района.
<адрес> просит возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа <адрес>» Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, и обязать администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа <адрес>» Михайловского муниципального района.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ <адрес>» Черникова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика МБОУ «СОШ <адрес>» Черниковой Н.В., в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мовчан В.Н. исковые требования уточнила, просит обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев
В ходатайстве представитель МБОУ «СОШ <адрес>» Черникова Н.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась, просит установить разумный срок для их исполнения до 2017 года.
Представитель ответчика Администрации Михайловского муниципального района <адрес> Коконова А.Ю. в судебном заседании поддержала отзыв, их которого следует, что ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» не содержит конкретных мер по установке систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях. Истцом не представлено доказательств, что образовательное учреждение относится к объектам, на которые распространяется положение ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Обязанность по установке систем видеонаблюдения не содержится и в ст. 41 Закона РФ «Об образования», а также в Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ Ссылка истца на п. 5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не обоснована, т.к. данным пунктом рекомендовано не органам местного самоуправления, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образованиях средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. Таким образом, отсутствует нормативно – правовой акт, который бы обязывал администрацию района выделить денежные средства на систему видеонаблюдения. Кроме того, в соответствии с решением Думы Михайловского муниципального района приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № 596- НПА «Об утверждении районного бюджета Михайловского муниципального района на 2015 г. и планируемый период с 2016 г. по 2017 гг». финансовые средства на установление системы видеонаблюдения не предусмотрено. Инициатором направления заявки на финансирование установки систем видеонаблюдения и сигнализации должно выступать само юридическое лицо – образовательное учреждение, которое должно обеспечивать составление сметы на проведение необходимых работ, после чего направить учредителю для дальнейшего формирования бюджета. В данном случае указанные выше заявки от образовательного учреждения в администрацию не поступали, бюджет на 2015 г. сформирован, в связи с чем осуществить монтаж системы видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию с выведением на пульт ОМВД в 2015 г. не представляется возможным. Просит принять решение на усмотрение суда, в случае удовлетворениях исковых требований, установить разумный срок для исполнения решения суда до 2017 г.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
По информации администрации Михайловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ <адрес> муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, способствует несанкционированному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. В связи с чем, в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с ч.4 ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Частью 3 статьи 5 названного Закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с ч.6 ст. 28 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.8 ч.1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч.2 ст. 41 указанного закона организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в образовательных учреждениях, осуществляется этими организациями.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Учитывая, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлено отсутствие в образовательном учреждении системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения, указанные обстоятельства не отрицались ответчиками и в судебном заседании, имеются основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на образовательное учреждение обязанности по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения.
Согласно п. 1.2 устава МБОУ «СОШ <адрес>» Михайловского муниципального района собственником и учредителем указанного образовательного учреждения является Михайловский муниципальный район, функции и полномочия учредителя собственника возложены на администрацию Михайловского муниципального района <адрес>.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности на учредителя - администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поэтому доводы представителя ответчика Администрации Михайловского муниципального района <адрес>, изложенные в отзыве, суд находит несостоятельными, т.к. они противоречат действующему законодательству.
Учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации способствует несанкционированному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, что отрицательно сказывается на антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░