Дело № 2-1702/2023
Уникальный идентификатор дела 07RS0002-01-2023-001646-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года город Баксан
Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Алакаева Р.Х.,
при секретаре судебного заседания Мизаушевой Э.Л., с участием:
представителя ответчика Местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики действующий, на основании доверенности № от 10.03.2023г. Хуранова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жангериева З. В. к Местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ предоставить Жангериеву З. В. в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования — Животноводство, с кадастровым номером 07:01№ 30 125 кв.м., расположенный по адресу: с.<адрес>, контур № б, на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, находящиеся в его собственности незаконным, возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР на основании заявления от 02.05.2023г., подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З. В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - Животноводство, с кадастровым номером 07№, площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: с.<адрес>, контур № б,
установил:
Жангериев З.В. обратился в суд с иском к Местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ предоставить Жангериеву З. В. в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования — Животноводство, с кадастровым номером №, находящиеся в его собственности незаконным, возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР на основании заявления от 02.05.2023г., подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З. В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - Животноводство, с кадастровым номером 07:01:26000003265, площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: с.<адрес>, контур № б.
В обоснование заявленного требования истец указывает, что на основании договора уступки Передачи прав и обязанностей по договору № аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении Баксанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и Одижевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, арендует земельный участок сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «Животноводство», общей площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, контур № б, с кадастровым номером №.
В судебное заседание Жангериев З.В. не явился, в своем заявлении поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить, рассмотреть дело без его участия.
Представитель местной администрации Баксанского муниципального района Хуранов А.Ш., полагал отказ местной администрации законным, исковые требования не признал.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без торгов.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случае, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности предоставления земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения закреплены в ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
-п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации гласит «если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Договор передачи права зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ в управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР.
Вышеуказанный земельный участок используется истцом строго по целевому назначению, задолженности по арендной плате также не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.п. 6 п.2 ст. 39.3, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, Жангериев З.В. обратился в местную администрацию Баксанского муниципального района с просьбой предоставить в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования — Животноводство, с кадастровым номером 07:№
№, местная администрация Баксанского муниципального района, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №, отказала в предоставлении вышеупомянутого земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что согласно Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса КБР утратил силу.
Как указанно выше, земельный участок с кадастровым номером № Жангериев З.В. арендует на основании Договора передачи права аренды от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ в управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР.
Вид разрешенного использования арендуемого им земельного участка — Животноводство.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, вид разрешенного использования подразумевает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Для реализации своих прав по арендуемому Жангериевым З.В. земельному участку, он в соответствии с действующим законодательством, выполняя все необходимые мероприятия, построил на земельном участке здания «Коровник» и «Дом животноводов».
Вышеуказанные здания с кадастровыми номерами 07:№-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, на котором находятся здания, принадлежащие ему на праве собственности, местная администрация Баксанского муниципального района нарушает действующее законодательство и его права.
В отказе от ДД.ММ.ГГГГ, местная администрация Баксанского муниципального района делает ссылку на Закон Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №- РЗ, согласно которому п. 5 ст. 17 ЗК КБР утратил силу.
До момента утраты силы, п. 5 ст. 17 ЗК КБР трактовался следующим образом «Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Кабардино-Балкарской Республики».
При этом цена земельных участков не может превышать в населенных пунктах с численностью населения:
1) свыше 250 тысяч человек - кадастровой стоимости земельных участков;
2) от 25 тысяч до 250 тысяч человек - 70 процентов кадастровой стоимости земельных участков;
3) до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - 50 процентов кадастровой стоимости земельных участков».
На основании п. 5 ст. 17 ЗК КБР определялась стоимость, за которую должен быть продан земельный участок, в зависимости от численности населенного пункта, в границах которой располагался земельный участок, но ни как не право приобретения в собственность земельного участка, собственником зданий и сооружений находящихся на спорном земельном участке.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 при заключении договора купли - продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).
Часть 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусматривает, что если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом вопросы приватизации земельных участков относятся к ведению Российской Федерации, и отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством (что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-32).
Указанные ответчиком в обжалуемом ответе доводы не предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в предоставлении истцу Земельного участка в собственность в указанном порядке.
Так, до момента утраты силы п. 5 ст. 17 ЗК КБР регулировал продажу земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а именно, устанавливал цену земельных участков.
Вместе с тем, признание утратившим силу дайной нормы Земельного кодекса КБР, не может служить основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку, как указывалось выше, отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение местной администрации Баксанского муниципального района, изложенное в обжалуемом отказе, подлежит признанию незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствуется подпунктом 5 пункта 2, подпунктом 1 пункта 3, пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ и исходит из следующего: спорный земельный участок был предоставлен Жангериеву З.В. по договору без проведения торгов; сведения об иных лицах, претендующих на данный земельный участок, материалы дела не содержат; по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 46 ЗК РФ, договор расторгнут не был.
При таких условиях, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Жангериева З. В. к Местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ предоставить Жангериеву З. В. в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования — Животноводство, с кадастровым номером 07№, находящиеся в его собственности незаконным, возложении обязанности на местную администрацию Баксанского муниципального района КБР на основании заявления от 02.05.2023г., подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З. В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - Животноводство, с кадастровым номером 07№, площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: с.<адрес>, контур №б, удовлетворить.
Признать незаконным отказ местной администрации Баксанского муниципального района КБР от 19.05.2023г. за №.
Обязать местную администрацию Баксанского муниципального района КБР подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З. В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - Животноводство, с кадастровым номером 07:01:№, площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: с.<адрес>, контур № б.
Сообщение об исполнении решения подлежит направлению Местной администрацией Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, в Баксанский районный суд КБР на следующий день после такого его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, через Баксанский районный суд КБР, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий – подпись
Копия верна: Судья Баксанского
районного суда КБР Р.Х. Алакаев