Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-653/2023 (2-4713/2022;) ~ М-3933/2022 от 15.11.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-005673-73производство № 2-653/2023

    02 марта 2023 года                                                  г. Севастополь

    Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

    при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "ЦСЗН Корткеросского района" к Иголкиной Ксении Евгеньевне о взыскании излишне выплаченной денежной суммы;

    третье лицо, не заявляющее самостоятельные требований относительно предмета спора, - Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя,

    у с т а н о в и л:

    В ноябре 2022 года истец ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" обратился в суд с иском Иголкиной К.Е., в котором просил взыскать излишне выплаченную сумму денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в размере 54 917,87 руб.

     В обоснование иска указано, что ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" начиная с 21.05.2020 года Иголкиной К.Е. в соответствии с Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2020 № 161, назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В соответствии с Порядком ежемесячная выплата была назначена на период с 01.03.2020 г. по 20.05.2021 г. в размере 6 845,50 руб. - 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Республике Коми за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

    В соответствии с п. 2 (3) Требований 21.04.2021 года был сделан перерасчет выплаты за период с 01.01.2021-30.04.2021 год в размере 505,00 руб. ежемесячно.

    В связи с поступившим запросом Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя в июне 2022 года, Учреждению стало известно, что Иголкина К.Е. выехала за пределы Республики Коми и с 14.09.2020 года зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>

    В соответствии с пп. 6 п. 23 Порядка выплата прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства - выезд заявителя и (или) ребенка на постоянное место жительства за пределы Республики Коми.

    В соответствии с п. 24 Порядка один из родителей, получающий ежемесячную выплату, в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной выплаты обязан в течение 10 дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом в письменной форме Учреждение. Однако о факте изменения места жительства в установленные законодательством сроки Иголкиной К. Е. сообщено не было.

    На основании п. 25 Порядка решение о прекращении предоставления ежемесячной выплаты принимается Учреждением в течение 3 рабочих дней со дня, когда Учреждению стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной выплаты, о чем сообщается получателю путем письменного уведомления в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

    Таким образом, в период с 1 октября 2020 года по 20 мая 2021 года, по мнению истца, ответчиком Иголкиной К.Е. были назначены и излишне выплачены суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 54 917,87 руб.

    На основании п. 26 Порядка суммы ежемесячной выплаты, излишне выплаченные получателю по его вине (предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения указанной выплаты), возмещаются получателем в добровольном порядке в течение 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления от Учреждения.

    В судебное заседание представитель истца не прибыл, согласно поступившему заявлению просил рассматривать дело в его отсутствие, требования иска поддержал.

    Ответчик Иголкина К.Е. согласно поступивших письменных возражений просила рассматривать дело в её отсутствие, против иска возражала, указав на то обстоятельство, что факта необоснованного получения выплаты на ребенка ею не допущено. Выплата по предыдущему месту жительства прекращена с момента назначения аналогичной выплаты в г. Севастополе.

    Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, явку представителя в суд не обеспечил, о причинах неявки не известил, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

    Исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

    Статья 8 указанного Закона предусматривает, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

    Государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

    В соответствии со ст. 16 данного Закона Президент РФ и Правительство РФ осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.

    Указом Президента России от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с последними изменениями: от 10 марта 2021 г. постановлено в ч. 1 "Установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации", п. а ч. 3 установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты".

    Как установлено судом ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" начиная с 21.05.2020 года Иголкиной К.Е. в соответствии с Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2020 № 161, назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

    В соответствии с Порядком ежемесячная выплата назначена на период с 01.03.2020 г. по 20.05.2021 г. в размере 6 845,50 руб. - 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Республике Коми за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

    В соответствии с п. 2 (3) Требований 21.04.2021 года был осуществлен перерасчет выплаты за период с 01.01.2021-30.04.2021 год в размере 505,00 руб. ежемесячно.

    Истец указывает, что с 14.09.2020 года Иголкина К.Е. изменила место жительства, осуществила переезд на постоянное место жительства в г. Севастополь, вследствие чего с 01 октября 2020 года утратила право на получение назначенной меры социальной поддержки, и выплаченная в её пользу сумма выплаты на ребенка за период с 01 октября 2020 года по 20 мая 2021 года в общем размере 54 917,87 руб. подлежит взысканию.

    В возражениях на иск Иголкина К.Е. указывает, что первоначально выплата на ребенка назначена на 1 года и до истечения указанного срока право на соответствующую выплату в г. Севастополе у неё не возникло, о чем предоставила ответ от 14.05.2021 года Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя.

    В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

    Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

    Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

    По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

    Таким образом, эти нормы ГК Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки на детей.

    Основанием для прекращения таких мер социальной поддержки является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату.

    На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения органу социального обеспечения об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления выплаты.

    В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК Российской Федерации как неосновательное обогащение.

    Рассматриваемая мера социальной поддержки, предусмотренная Указом Президента России от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", направлена на подержания материального положения семей, имеющих детей в возрасте от трех до семи лет.

    Установлено, что ребенок ответчика, 08.03.207 года рождения, на момент спорных правоотношений семилетнего возраста не достигла, вследствие чего Иголкина К.Е. имела и сохранила право на получение данной меры социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, и обстоятельство изменения её места жительства не влечет прекращение права на получение данной меры социальной поддержки.

    Сведений относительно получения денежной выплаты на ребенка в отсутствие условий для её назначения, предусмотренными Указом Президента России от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, истцом не приведено.

    Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Иголкиной К.Е.) по требованиям о взыскании сумм выплаты презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на орган социального обеспечения, требующий возврата выплаченной суммы социальной поддержки за период с 01 октября 2020 года по 20 мая 2021 года в сумме 54 917,87 руб.

    Материалами дела не установлена недобросовестность                Иголкиной К.Е. в получении рассматриваемой выплаты социального характера, получение выплат одновременно в разных регионах и в завышенном размере в спорный период также не установлено. В рассматриваемом случае, со стороны Иголконой К.Е. не допущено предоставления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения указанной выплаты, являющихся основанием для возмещения полученных сумм.

    Принимая во внимание изложенное, и учитывая фактические обстоятельства дела, целевой характер полученных ответчиком сумм, направленных на обеспечение малолетнего ребенка, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Иголкиной К.Е. полученной суммы денежной выплаты на ребенка.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        р е ш и л:

    Отказать в удовлетворении искового заявления Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "ЦСЗН Корткеросского района" к Иголкиной Ксении Евгеньевне о взыскании излишне выплаченной денежной суммы.

    Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

    Мотивированный текст решения изготовлен 10.03.2023 года

Председательствующий по делу

судья                                                /подпись/                    Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА"                           ¦

¦подпись судьи _____________________    ¦

¦Наименование должности                  ¦

¦уполномоченного работника аппарата суда ¦

¦помощник судьи ФИО7            ¦

¦              (инициалы,фамилия)        ¦

¦"__" _____________ 20__ г.              ¦

L-----------------------------------------

2-653/2023 (2-4713/2022;) ~ М-3933/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района"
Ответчики
Иголкина Ксения Евгеньевна
Другие
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
15.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
22.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее