УИД 32RS0007-01-2023-000009-80
Дело №2-164/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 марта 2023 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием истца прокурора Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рогнединского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту неопределенного круга лиц к администрации Рогнединского муниципального района Брянской области, МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» об обязании обеспечить финансирование работ по ремонту и произвести ремонт ограждения по периметру территории детского сада,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рогнединского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, просил суд обязать администрацию Ронединского района Брянской области обеспечить финансирование работ по ремонту ограждения в соответствии с требованиями п.2.2.1 СП2.4.3648-20, расположенного по периметру территории МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» по <адрес> обязать МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» провести ремонт ограждения в соответствии с требованиями п.2.2.1 СП2.4.3648-20, расположенного по периметру территории МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» по <адрес>
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки по исполнению законодательства об антитеррористической безопасности в общеобразовательных учреждениях Рогнединского района Брянской области установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» частично отсутствует ограждение территории детского сада.
Невыполнение указанных требований может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному перемещению лиц, как по территории дошкольного образовательного учреждения, так и в помещениях учреждения.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» внесено представление №, однако, акт прокурорского реагирования удовлетворен не был, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании истец прокурор Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, суду пояснил, что исковые требования направлены на выполнение антитеррористических мер, защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей - воспитанников МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик», полагал необходимым определить срок для устранения названных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков заведующая МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» ФИО4, начальник отдела образования администрации <адрес> ФИО5, действующие на основании доверенностей, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении данного дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования признали в полном объеме. Последствия признания иска им понятны, просили предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие заявления приобщены к материалам дела.
Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, выражено ими добровольно и в письменном виде, соответствующие заявления приобщены к материалам дела.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В частях 1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Как следует из ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.2 Федерального закона №35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно п.2.2.1 которых на хозяйствующий субъект возложена обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Кроме того, в соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020) санитарными нормами и другими нормами законодательства определены требования к территории общеобразовательной организации, в том числе к обеспечению ее безопасности и сохранности. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.
Пунктом 6.1 ч.1 ст.15, п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.п.7, 11, 29 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации»).
Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка (ремонт) ограждения территории дошкольного образовательного учреждения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Рогнединский район», функции и полномочия учредителя ДОУ от имени МО «Рогнединский район» осуществляет администрация Рогнединского района (Пункты 1.3, 1.4 Устава, утвержденного постановлением администрации Рогнединского района № от ДД.ММ.ГГГГ).
Предметом деятельности ДОУ является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных Федеральными законами, законами Брянской области, нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в сфере образования (п.2.1).
Пунктом 6.2 Устава предусмотрено, что источниками формирования финансовых средств ДОУ являются средства бюджета Рогнединского муниципального района в виде субсидии на выполнение муниципального задания, и иные цели; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством РФ.
МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Таким образом, содержание и обустройство территории дошкольного образовательного учреждения является обязанностью не только ДОУ, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время территория ДОУ не имеет полное и цельное ограждение.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Рогнединского района Брянской области заведующей МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» внесено представление № об устранении нарушений действующего законодательства, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был.
Каких-либо доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий и их финансированию, ответчиками суду не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.
Обязанность по финансированию мероприятий по принятию антитеррористических мер органом государственной власти на дату рассмотрения дела не исполнена, равно как и не исполнена МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» обязанность по ремонту ограждения территории ДОУ, что при указанных обстоятельствах при осуществлении деятельности ДОУ в полной мере не обеспечивает исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей, а также причинение ущерба имуществу.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Рогнединского района Брянской области подлежат удовлетворению, так как направлены на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Такая мера, как ремонт ограждения, является профилактической и направлена на противодействие террористической деятельности.
Доводы представителей ответчиков, изложенные при подготовке дела к судебному разбирательству, о том, что в связи с отсутствием финансирования мероприятий по ремонту ограждения необходимо становить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку финансирование деятельности детского сада относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, в данном случае не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Разрешая вопрос о сроке возложенных на ответчиков обязанностей по устранению вышеуказанных нарушений, принимая во внимание объем работ, необходимых для ремонта ограждения, необходимость несения ответчиками расходов для принятия и реализации комплекса мер, направленных на исполнение судебного акта, с учетом позиции ответчиков, признавших исковые требования в полном объеме и заявивших об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, а также позиции истца о возможности установления срока в течение шести месяцев до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая принципы своевременности принятия антитеррористических мер, разумности, соблюдая баланс интересов сторон, суд полагает возможным установить срок для исполнения требований прокурора в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений ч.4 ст.103 ГПК РФ и под.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░ <░░░░░>
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░