Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-164/2023 ~ М-8/2023 от 10.01.2023

УИД 32RS0007-01-2023-000009-80

Дело №2-164/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2023 года пос. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Ерохиной И.В.,

при секретаре Антошиной Л.В.,

с участием истца прокурора Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рогнединского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту неопределенного круга лиц к администрации Рогнединского муниципального района Брянской области, МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» об обязании обеспечить финансирование работ по ремонту и произвести ремонт ограждения по периметру территории детского сада,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рогнединского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, просил суд обязать администрацию Ронединского района Брянской области обеспечить финансирование работ по ремонту ограждения в соответствии с требованиями п.2.2.1 СП2.4.3648-20, расположенного по периметру территории МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» по <адрес> обязать МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» провести ремонт ограждения в соответствии с требованиями п.2.2.1 СП2.4.3648-20, расположенного по периметру территории МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» по <адрес>

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки по исполнению законодательства об антитеррористической безопасности в общеобразовательных учреждениях Рогнединского района Брянской области установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» частично отсутствует ограждение территории детского сада.

Невыполнение указанных требований может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному перемещению лиц, как по территории дошкольного образовательного учреждения, так и в помещениях учреждения.

В целях устранения выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» внесено представление , однако, акт прокурорского реагирования удовлетворен не был, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.

В судебном заседании истец прокурор Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, суду пояснил, что исковые требования направлены на выполнение антитеррористических мер, защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей - воспитанников МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик», полагал необходимым определить срок для устранения названных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчиков заведующая МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» ФИО4, начальник отдела образования администрации <адрес> ФИО5, действующие на основании доверенностей, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении данного дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования признали в полном объеме. Последствия признания иска им понятны, просили предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие заявления приобщены к материалам дела.

Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.

Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, выражено ими добровольно и в письменном виде, соответствующие заявления приобщены к материалам дела.

В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В частях 1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Как следует из ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.2 Федерального закона №35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно п.2.2.1 которых на хозяйствующий субъект возложена обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.

Кроме того, в соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020) санитарными нормами и другими нормами законодательства определены требования к территории общеобразовательной организации, в том числе к обеспечению ее безопасности и сохранности. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.

Пунктом 6.1 ч.1 ст.15, п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п.п.7, 11, 29 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка (ремонт) ограждения территории дошкольного образовательного учреждения.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МБДОУ Гобикский детский сад «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Рогнединский район», функции и полномочия учредителя ДОУ от имени МО «Рогнединский район» осуществляет администрация Рогнединского района (Пункты 1.3, 1.4 Устава, утвержденного постановлением администрации Рогнединского района от ДД.ММ.ГГГГ).

Предметом деятельности ДОУ является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных Федеральными законами, законами Брянской области, нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в сфере образования (п.2.1).

Пунктом 6.2 Устава предусмотрено, что источниками формирования финансовых средств ДОУ являются средства бюджета Рогнединского муниципального района в виде субсидии на выполнение муниципального задания, и иные цели; средства, поступающие от приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством РФ.

МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Таким образом, содержание и обустройство территории дошкольного образовательного учреждения является обязанностью не только ДОУ, но и органов местного самоуправления.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время территория ДОУ не имеет полное и цельное ограждение.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Рогнединского района Брянской области заведующей МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был.

Каких-либо доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий и их финансированию, ответчиками суду не представлено.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.

Обязанность по финансированию мероприятий по принятию антитеррористических мер органом государственной власти на дату рассмотрения дела не исполнена, равно как и не исполнена МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик» обязанность по ремонту ограждения территории ДОУ, что при указанных обстоятельствах при осуществлении деятельности ДОУ в полной мере не обеспечивает исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей, а также причинение ущерба имуществу.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Рогнединского района Брянской области подлежат удовлетворению, так как направлены на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Такая мера, как ремонт ограждения, является профилактической и направлена на противодействие террористической деятельности.

Доводы представителей ответчиков, изложенные при подготовке дела к судебному разбирательству, о том, что в связи с отсутствием финансирования мероприятий по ремонту ограждения необходимо становить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку финансирование деятельности детского сада относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, в данном случае не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Разрешая вопрос о сроке возложенных на ответчиков обязанностей по устранению вышеуказанных нарушений, принимая во внимание объем работ, необходимых для ремонта ограждения, необходимость несения ответчиками расходов для принятия и реализации комплекса мер, направленных на исполнение судебного акта, с учетом позиции ответчиков, признавших исковые требования в полном объеме и заявивших об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, а также позиции истца о возможности установления срока в течение шести месяцев до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая принципы своевременности принятия антитеррористических мер, разумности, соблюдая баланс интересов сторон, суд полагает возможным установить срок для исполнения требований прокурора в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом положений ч.4 ст.103 ГПК РФ и под.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░.45 ░░░ ░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░ <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░ <░░░░░>

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-164/2023 ~ М-8/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Рогнединского района Брянской области
Ответчики
Администрация Рогнединского муниципального района Брянской области
МБДОУ Гобикский детский сад "Колокольчик"
Суд
Дубровский районный суд Брянской области
Судья
Ерохина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
dubrovsky--brj.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Дело оформлено
11.04.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее