Дело № 2-1828/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Исраиловой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Долгаевой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковенко Валерия Николаевича к Бюро медико-социальной экспертизы № 2 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, возложении обязанности повторно пересмотреть решение об установлении инвалидности,
у с т а н о в и л:
Яковенко B.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В течение многих лет и до настоящего времени он страдает трудноизлечимым заболеванием «Двусторонний диспластический коксартроз 2-3 ст. НФС 2 ст., болевой синдром», находится на диспансерном учете у врача-ортопеда, постоянно проходит курсы консервативной терапии с временным эффектом. 01 февраля 2022 года по результатам проведения медико-социальной экспертизы Бюро медико-социальной экспертизы № 2 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту – МСЭ № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия Минтруда России, МСЭ № 2) была установлена инвалидность 3 группы сроком до 01 августа 2022 года. 18 января 2023 года ему стало известно о том, что на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина № 31.2.8/2023, проведенной Бюро медико-социальной экспертизы № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия», в установлении инвалидности ему отказано. Не согласившись с указанным решением, он подал в Федеральное казенное учреждение «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия Минтруда России, ГБ МСЭ) заявление о переосвидетельствовании в порядке обжалования решения Бюро медико-социальной экспертизы № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия». Согласно справке № 6.10.Э.8/2023 от 01 февраля 2023 года на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина №75.101.Э8/2023 по результатам очной медико-социальной экспертизы в установлении инвалидности отказано. При этом, как и нижестоящий экспертный орган МСЭ №2, экспертный состав ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» в обоснование своего принятого решения никаких объективных доводов, не дающих оснований для установления ему инвалидности, не привел. Согласно справке Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) на основании акта медико-социальной экспертизы №371.3.ФБ/2023 от 10 апреля 2023 года инвалидность не установлена. С вышеуказанными решениями он не согласен, считает, что при вынесении решений об отказе в установлении инвалидности экспертами не в полном объеме были изучены медицинские документы, не были учтены тяжесть и практическая неизлечимость клинических проявлений болезней на протяжении длительного времени, не дана объективная и всесторонняя медицинская оценка, поскольку он на протяжении многих лет постоянного и непрерывно страдает серьезными заболеваниями тазобедренных и коленных суставов, которые очень трудно поддаются лечению и причиняют ему тяжелые физические и нравственные страдания. С учетом уточнения иска просил признать незаконными решения Бюро медико-социальной экспертизы № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» от 18 января 2023 года, ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 февраля 2023 года и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 10 апреля 2023 года в неустановлении инвалидности, возложить обязанность на Бюро медико-социальной экспертизы № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» повторно пересмотреть решение об установлении инвалидности.
В судебном заседании истец Яковенко В.Н., его представитель Сангаджиев С.П. поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, не согласились с заключением судебной медико-социальной экспертизы.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК» Минтруда России Цедеев Ч.В. в судебном заседании иск не признал. При этом пояснил, что при очередном переосвидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ по РК» Яковенко В.Н. инвалидом не признан. На момент освидетельствования у Яковенко В.Н. отмечены стойкие незначительные нарушения (I степени 20%) нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стато-динамических) функций, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые не вызывают ограничений основных категорий жизнедеятельности человека и не дают оснований для установления инвалидности. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возложена на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии со статьей 7 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Яковенко В.Н. впервые освидетельствован 15 июля 2020 года, признавался инвалидом 3 группы по общему заболеванию.
Клинико-функциональный диагноз: основное заболевание: <данные изъяты>.
19 июля 2021 года, 18 января 2022 года, 30 июня 2022 года Яковенко В.Н. повторно установлена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание».
18 января 2023 года при очередном переосвидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ по РК Яковенко В.Н. не признан инвалидом, что подтверждается справкой № 3.2.8/2023.
01 февраля 2023 года Яковенко В.Н. освидетельствован по контролю экспертным составом Главного бюро ФКУ «ГБ МСЭ по РК» Минтруда России, по решению которого инвалидность Яковенко В.Н. также установлена не была.
10 апреля 2023 истец повторно освидетельствован в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России» (экспертный состав № 3) по его требованию с тем же диагнозом.
По результатам освидетельствования экспертным составом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России» (экспертный состав № 3) в порядке обжалования и вынесенного решения, согласно акту № 371.3.ФБ/2023 от 10 апреля 2023 года, инвалидом Яковенко В.Н. также не признан.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы установлен Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениям медико-социальной экспертизы».
В соответствии с п. п. 5, 8 - 13 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 года N 1024н, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Как видно из указанного документа, для установления той или иной группы инвалидности производится комплексная оценка различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности.
Согласно пункту 5 Правил признания лица инвалидом условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.Определением суда от 14 июля 2023 года по настоящему делу назначена судебная медико-социальная экспертиза. Производство экспертизы поручено экспертам Федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключению ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 284/2023 от 13 ноября 2023 года была проведена заочная медико-социальная экспертиза по обжалованию решения ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия». По представленным медицинским, медико-экспертным документам выявлено нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное имеющимся заболеванием опорно-двигательной системы, не приводящее к ограничениям ни одной из основных категорий жизнедеятельности, не требующее социальной защиты и не дающее основания для установления группы инвалидности в соответствии с п.п. 5 и 6 Правил № 588 и Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Правовых оснований для изменения решения «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» по представленным данным не имелось.
Оценивая заключение судебной медико-социальной экспертизы, сравнивая его соответствие поставленным вопросам, определяя его полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, вопреки доводам истца и его представителя, суд приходит к выводу о том, что данная экспертиза в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, поскольку назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальность, стаж работы, они не заинтересованы в исходе дела, заключение является последовательным и мотивированным, противоречий не содержит.
У суда не имеется оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших судебную медико-социальную экспертизу, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии.
Нарушений норм закона при производстве данной экспертизы, которые бы повлияли на правильность и обоснованность экспертного заключения, экспертами не допущено.
Поскольку по данным личного осмотра и представленным медицинским документам - направления на МСЭ, амбулаторной карты, у Яковенко В.Н. на момент освидетельствования, имелись с I (незначительной) степени выраженности нарушения функций организма, которые в свою очередь не приводят к ограничению ни одной из указанных в п. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2015 года № 1024н категорий жизнедеятельности, то в соответствии с действующим законодательством РФ данные нарушения не являются достаточным основанием к установлению группы инвалидности.
В обоснование своих доводов истец сослался на отсутствие существенных улучшений состояния здоровья вследствие полученной травмы.
Однако наличие только одного данного условия не является основанием, достаточным для признания истца инвалидом.
Судом не установлено нарушение порядка освидетельствования истца ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК».
Экспертные заключения об отказе в установлении истцу группы инвалидности приняты совместными решениями специалистов медико-экспертных учреждений, проводивших освидетельствование, которые основаны на оценке совокупности всех обстоятельств применительно к пункту 5 Правил, характеризующих состояние Яковенко В.Н. Оснований подвергать сомнению обоснованность такой оценки у суда не имеется. Доказательств, которые бы опровергали выводы экспертов истцом не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных Яковенко В.Н. требований о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, возложении обязанности повторно пересмотреть решение об установлении инвалидности не имеется.
Начальником службы правовой и кадровой работы. ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России ФИО9. представлено заявление о возмещении судебных расходов в связи с проведением судебной экспертизы. Рассматривая данное заявление, суд приходит к следующему.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 ГПК РФ).
Согласно абзацу второму статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01 июня 2022 года), и указано в определении суда о назначении судебной медико-социальной экспертизы от 14 июля 2023 года, исходя из правового регулирования организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и положений ч. 3 ст. 95 ГПК РФ, проведение учреждениями судебной медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством РФ и осуществляется учреждениями бесплатно.
В соответствии с частью 3 статьи 95 ГПК РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (пункт 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Из Правил признания лица инвалидом следует, что освидетельствование инвалида осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Кроме того, Правилами признания лица инвалидом также предусмотрено, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро (пункт 55); решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро (пункт 58); решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд (пункт 59).
В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В Порядке организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минтруда России от 30 декабря 2020 № 979н определено, что Федеральное бюро в числе прочих функций оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро; осуществляет контроль за решениями главных бюро (п. 7). В пункте 47 названного порядка указано, что оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно.
Таким образом, с учетом правового регулирования организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и положений части 3 статьи 95 ГПК РФ проведение Федеральным бюро медико-социальной экспертизы гражданина, обжаловавшего решение главного бюро, производится бесплатно, независимо от того, куда обратился гражданин за обжалованием решения главного бюро - в Федеральное бюро или в суд, поскольку осуществление такой экспертизы гражданина входит в функциональные обязанности Федерального бюро. Иное (то есть взыскание расходов на проведение судебной медико-социальной экспертизы) приводило бы к нарушению предусмотренного законом права гражданина на бесплатное получение услуг Федерального бюро по проведению медико-социальной экспертизы в случае его несогласия с решением главного бюро, поставив в худшее правовое положение гражданина, обратившегося в суд, по сравнению с другими гражданами, обжаловавшими решения главного бюро непосредственно в Федеральное бюро.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявления ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России о взыскании расходов по оплате судебной медико-социальной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Ф, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Яковенко Валерия Николаевича к Бюро медико-социальной экспертизы № 2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия», ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, возложении обязанности повторно пересмотреть решение об установлении инвалидности отказать.
В удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возмещении расходов на производство судебной экспертизы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Л.И. Исраилова
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2023 года.