Судья: Чиркова Е.А. адм. дело № 33а-11152/2022
№ 2а-1591/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Брагиной Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 июня 2022 г. по административному делу № 2а-1591/2022 по административному исковому заявлению Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. к отделу ЗАГС Железнодорожного района городского округа Самара УЗАГС Самарской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации, начальнику отдела ЗАГС Паравиной О.П. об оспаривании решения органа государственной власти, обязании вернуть государственную пошлину,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административных истцов Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. Кузнецова А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков Геворкян А.Г., Иохвидсон О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Кузнецов Г.А., Кузнецова С.Н. обратились в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском к Отделу ЗАГС Железнодорожного района г.о.Самара УЗАГС Самарской области, Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области об оспаривании решения органа государственной власти.
В обоснование заявленных требований указали, что 14 февраля 2022 г. ими посредствам личного кабинета «Госуслуги» подано совместное заявление о государственной регистрации заключения брака с приложением государственной пошлины, в предоставлении услуги 16 февраля 2022 г. было отказано, в качестве причины отказа в уведомлении указано: «женихом не оформлено расторжение предыдущего брака до подачи заявления о заключении брака». Ранее оплаченная государственная пошлина возвращена не была. С отказом в предоставлении государственной услуги заявители не согласились, поскольку неполучение одним из супругов свидетельства о расторжении брака не является основанием к отказу в регистрации последующего брака, кроме того, в заявлении были указаны сведения о расторжении брака на основании свидетельства, полученного Кузнецовой С.Н., в связи с чем, полагают, что отказ в предоставлении государственной услуги нарушает их права и не соответствует действующему законодательству.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили суд признать решение отдела ЗАГС Железнодорожного района г.о. Самара УЗАГС Самарской области от 16 февраля 2022 г. по отказу Кузнецову Г.А. и Кузнецовой С.Н. в предоставлении государственной услуги на государственную регистрацию заключения брака и не возврате денежных средств по уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей незаконным, обязать Министерство юстиции Российской Федерации по Самарской области принять соответствующее решение по возврату Кузнецовой С.Н. денежных средств по уплаченной государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 июня 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. к отделу ЗАГС Железнодорожного района городского округа Самара УЗАГС Самарской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации, начальнику отдела ЗАГС Паравиной О.П. о признании решения Отдела ЗАГС Железнодорожного района г.о. Самара от 16.02.2022 по отказу Кузнецовой С.Н., Кузнецову Г.А. в предоставлении государственной услуги на государственную регистрацию заключения брака, обязании вернуть государственную пошлину отказано (л.д. 131-137).
В апелляционной жалобе Кузнецов Г.А., Кузнецова С.Н. в лице представителя по доверенности Кузнецова А.Г. просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 147-149).
В заседании судебной коллегии представитель административных истцов Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. – Кузнецов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков Геворкян А.Г., Иохвидсон О.Б. просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считают несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, пояснения свидетеля Крипаковой Л.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 14 февраля 2022 года Кузнецов Г.А. и Кузнецова С.Н. посредствам заполнения электронной формы на портале государственных и муниципальных услуг обратились с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации записи акта гражданского состояния о заключении брака. Заявление зарегистрировано за номером №.
16 февраля 2022 года вышеуказанное заявление рассмотрено, принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги (л.д. 17, 45).
Из письменных пояснений Кузнецова Г.А. следует, что при получении отказа в государственной регистрации при явке в отдел ЗАГСа сотрудниками в устном порядке разъяснено о необходимости первоначально получить свидетельство о расторжении предыдущего брака, после чего, заполнить заявление о регистрации брака.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления на получение государственной услуги заявителями оплачена государственная пошлина, которая, по их мнению, подлежит возврату, поскольку услуга так и не была оказана, в связи с не рассмотрением заявления по существу.
Разрешая административные исковые требования, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности отказа отдела органов записи гражданского состояния в предоставлении Кузнецову Г.А. и Кузнецовой С.Н. государственной услуги по заключению брака. Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов об обязании административных ответчиков возвратить государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции при разрешении спора неверно применены нормы материального права, с чем судебная коллегия не соглашается.
Так, в силу ч. 1 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Из части 8 статьи 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» следует, что государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Указанные обстоятельства в силу части 9 статьи 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» являются основанием к отказу в государственной регистрации заключения брака.
В силу статьи 11 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» свидетельство о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак.
Абзацем 3 части 2 статьи 25 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.
Согласно п. 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307 заявление о государственной регистрации актов гражданского состояния составляется по форме и в соответствии с Правилами.
В силу п. 1 Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Приказом Минюста России от 01.10.2018 N 201 формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - заявления) заполняются в соответствии с документом, являющимся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, и документом, удостоверяющим личность заявителя, а также иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Как следует из положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют это заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака в письменной форме лично необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе.
Согласно пункту 28 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 307, для государственной регистрации заключения брака заявителями должны быть представлены, помимо заявления, документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае если лицо (лица) состояло(и) в браке ранее). В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом, предоставляющим государственную услугу, в который подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется, и орган, предоставляющий государственную услугу, на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее(ие) в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе.
В силу пунктов 73.1 - 73.6 указанного Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по проверке представленных документов является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 23, 28, 37 Административного регламента. Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака, проверяет правильность оформления представленных заявителями (заявителем) документов. Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителей (заявителя) о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака, сообщает заявителям (заявителю) о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению. Результатом административной процедуры являются проверка специалистом представленных документов и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака. В случае отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака представленные для государственной регистрации заключения брака документы возвращаются заявителям (заявителю) с объяснением причин отказа в устной или письменной форме.
В силу п. 73.7 Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по приему представленных документов и вводу сведений, формирование автоматически заявления о заключении брака является принятое решение о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака.
Согласно извещению № № от 16.02.2022 (л.д. 45) причиной отказа послужило нарушение статьи 26 ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», пункта 42 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Феде6рации, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2018 № 307 в части не предъявления документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами в суде апелляционной инстанции, что Кузнецов Г.А. свидетельство о расторжении брака не получал, при заполнении формы на едином портале государственных и муниципальных услуг в доступных полях ввода «тип документа», «номер актовой записи», «дата актовой записи», «орган ЗАГС, составивший актовую запись» указал сведения, имеющиеся в свидетельстве, выданном на имя Кузнецовой С.Н.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания решения отдела ЗАГС Железнодорожного района г.о. Самара УЗАГС Самарской области от 16 февраля 2022 года по отказу Кузнецову Г.А. и Кузнецовой С.Н. в предоставлении государственной услуги на государственную регистрацию заключения брака и не возврате денежных средств по уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей незаконным.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов в части обязания Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области принять соответствующее решение по возврату Кузнецовой С.Н. денежных средств по уплаченной государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд ошибочно применил положения п. 2 ст. 333.40 НК РФ, однако не применил положения п.п. 7 п. 1 ст. 333.40 НК РФ также подлежат отклонению.
Так, согласно положениям п. 8 Административного регламента государственная услуга – это услуга по государственной регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть), включая выдачу повторных свидетельств (справок), иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
В силу п. 73 Административного регламента предоставление государственной услуги по государственной регистрации заключения брака (далее - государственная услуга по регистрации заключения брака) включает в себя, в том числе, следующие административные процедуры: прием письменного заявления о заключении брака: проверка представленных заявителями (заявителем) документов, принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака; прием представленных документов и внесение сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о заключении брака в соответствии с представленными документами; выдача уведомления на государственную регистрацию заключения брака.
В соответствии с п. 50 Административного регламента за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение органами, предоставляющими государственную услугу, иных юридически значимых действий заявителями уплачивается государственная пошлина.
В силу в. 2 ст. 333.40 НК РФ не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
Административным регламентом, также как и Налоговым Кодексом РФ предусмотрена возможность возврата излишне уплаченной государственной пошлины.
Как верно отметил суд, доказательств, свидетельствующих о наличии у Кузнецова Г.А. и Кузнецовой С.Н. льгот на получение государственной услуги, в связи с чем, оплаченный размер государственной пошлины следовало бы действительно расценивать как излишне уплаченный, суду и в материалы дела не представлено (статьи 333.18, 333.35 и 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, позиция административных истцом о необходимости применения в данном случае, положений п.п. 7 п. 1 ст. 333.40 НК РФ является необоснованной.
Довод стороны административных истцов о том, что в сообщении, присланном административным истцам на сайте Госуслуги (л.д. 17) содержится иная формулировка отказа, чем та, что изложена в извещении № № (л.д. 45) судебной коллегией отклоняется, поскольку само по себе уведомление заявителя на сайте Госуслуги не является оспариваемым решением, принятым руководителем органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, каким является извещение № №, подписанного уполномоченным лицом (л.д. 45). Извещение на сайте Госуслуги заполняется информационно сотрудником ЗАГС, а не руководителем органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния, вынесшим решение, что следует из пояснений представителем административных ответчиков, свидетеля Крипаковой Л.А. – сотрудника отдела ЗАГС, которая и внесла информационные сведения относительно отказа Кузнецовым Г.А. и С.Н. в предоставлении государственной услуги на сайт Госуслуги.
При этом, как пояснила в суде апелляционной инстанции свидетель Крипакова Л.А. – сотрудник отдела ЗАГС, излагая кратко суть отказа в предоставлении государственной услуги Кузнецовым Г.А. и С.Н., она имела ввиду именно неполучение Кузнецовым Г.А. свидетельства о расторжении брака, поскольку оформление расторжения брака включает и этап получения вышеуказанного свидетельства.
Более того, в день отказа 16.02.2022 административный истец Кузнецов Г.А., его представитель Кузнецов А.Г. лично приходили в отдел ЗАГС для уточнения причин отказа, им была дана консультация, после которой Кузнецов А.Г. получил свидетельство о расторжении брака. Факт явки в отдел ЗАГС стороной истцов в суде апелляционной инстанции также не оспаривался.
В дальнейшем, Кузнецовым А.Г. и Кузнецовой С.Н. было повторно подано заявление о регистрации брака с указанием корректных сведений и документов, после чего услуга регистрации брака им была оказана, что в суде апелляционной инстанции стороной истцов не оспаривалось.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными, направленными на субъективное толкование норм материального права и переоценку исследованных судом доказательств без учета выявленных им конкретных обстоятельств спора, в связи с чем, признает вывод суда об отказе в удовлетворении иска обоснованным. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не опровергают их, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Дополнительной аргументации данные доводы не требуют.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Г.А., Кузнецовой С.Н. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: