Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Тюкалинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Козыра Е.Ф., с участием помощника Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области Ячменева Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тюкалинске Омской области по ул. Ленина, д. 44 5 сентября 2022 года гражданское дело № 2-421/2022 по иску Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению Тюкалинского муниципального района Омской области «Сажинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о теплоснабжении,
У с т а н о в и л:
Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Тюкалинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений Тюкалинского муниципального района Омской области. По ее результатам установлено, что МОБУ «Сажинская СОШ» после окончания отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ гг. промывка системы отопления в здании общеобразовательного учреждения не проведена, что является нарушением п.п. 2, 15, 16 ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28, чч. 1, 2, 4 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 9, 15 ст. 2, ч.ч. 2, 3 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 1.1, 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этим прокурор просил обязать МОБУ Тюкалинского муниципального района Омской области «Сажинская средняя общеобразовательная школа» провести промывку системы отопления в здании образовательной организации, расположенном по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации либо лица, имеющих лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
В судебном заседании помощник Тюкалинского межрайонного прокурора Ячменев Е.Е. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – директор МОБУ «Сажинская СОШ» Кун Н.Н. в судебном заседании участия не принимала, о его времени и месте была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия, согласившись с иском прокурора.
Представитель третьего лица – Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о его времени и месте был извещен надлежащим образом, председатель Комитета Мигунова И.И. просила дела рассмотреть без ее участия, согласившись с иском.
В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав помощника прокурора Ячменева Е.Е., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 2, 15, 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Из ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно чч. 1, 2, 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и др. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии (далее - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Во исполнение Федерального закона № 190-ФЗ приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 1.1 Правил указанные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Раздел 9 Правил «Теплопотребляющие энергоустановки» устанавливает требования к потребителям тепловой энергии, касающиеся оборудования, используемого потребителем, а также обязанностей потребителей по поддержанию указанного оборудования в исправном состоянии.
В соответствии с п. 9.2.9 Правил промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя.
Материалами дела установлено, что ответчику на праве оперативного управления для осуществления образовательной деятельности передано здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 ГК РФ.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
При этом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства ответчиком после окончания отопительного периода 2021-2022 гг. промывка системы отопления не проведена.
Фактическая обоснованность заявленных прокурором исковых требований ответчиком не оспаривается и подтверждается представлением Тюкалинского межрайонного прокурора, внесенным в адрес Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по допущенным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ №, ответом на него от ДД.ММ.ГГГГ, в котором основание иска подтверждены (л.д. 6-9).
В соответствии с п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – «СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы») настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ «СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» устанавливается допустимая температура воздуха не ниже: в спальных помещениях +18 °C, в спортивных залах +17 °C, душевых +25 °C, в столовой, в помещениях культурно-массового назначения и для занятий +18 °C.
Обращение прокурора в суд справедливо мотивировано необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку допущенные ответчиком нарушения законодательства о теплоснабжении могут явиться причиной несоблюдения температурного режима в образовательном учреждении в период отопительного сезона при наступлении отрицательных температур и негативно отразиться на жизни и здоровье как несовершеннолетних обучающихся и работников образовательного учреждения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При подаче заявления в силу ст. 89 ГПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор района был освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма которой, исходя из заявленных им требований, согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей. В силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36, п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, а также учитывая, что ответчик как бюджетное учреждение полностью финансируется из средств муниципального бюджета, таких затрат на 2022 году не предусматривающего, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░