Дело № 13а-467/2023 (2-1798/2016)
УИД 12RS0001-01-2016-001806-51
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А.,
С участием главы Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района Павлова А.Н.
Прокурора Юрина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района об освобождении от взыскании исполнительского сбора, установленного постановлениями ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП,
Установил:
Решением суда Волжский городской суд Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в законную силу) на администрацию муниципального образования «Карамасское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ возложена обязанность обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов муниципального образования «Карамасское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл (далее судебный пристав-исполнитель) Хадиатуллиной И.А. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа по указанному решению суда в отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление, которым с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В ходе совершения исполнительных действий ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл (далее судебный пристав-исполнитель) Хадиатуллиной И.А. 30.06.2023г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50000руб.
Администрация обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного указанным постановлением, в связи с тем, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты.
Глава Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района Павлов А.Н. Дополнил, что вины в неисполнении в установленный срок решения суда, у администрации, нет. Администрацией предпринимались все должные надлежащие меры к исполнению, исходя из финансовых возможностей и категории работ, которые необходимо было произвести. Предоставил заключенные муниципальные контракты, указывающие на совершение действий об окончании исполнения решения суда.
Прокурор Юрин А.А. не возражал в освобождении от исполнительского сбора.
Представитель У. Р. по РМЭ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, В адрес суда представил отзыв на заявления, где просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, в данном случае подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении N 50 (абзац второй пункта 74), что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения заявленных требований, является наличие в поведении должника в исполнительном производстве признака противоправности.
Решением суда Волжский городской суд Республики Марий Эл от 28.09.2016 года (вступившим в законную силу) на администрацию муниципального образования «Карамасское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ возложена обязанность обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов муниципального образования «Карамасское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл (далее судебный пристав-исполнитель) Хадиатуллиной И.А. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа по указанному решению суда в отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление, которым с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В ходе совершения исполнительных действий ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл (далее судебный пристав-исполнитель) Хадиатуллиной И.А. 30.06.2023г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50000руб.
Материалами дела подтверждается, что с момента вступления решения суда в законную силу Карамасская сельская администрация изыскивала финансовые возможности для исполнения решения суда и проводила, исходя из имеющихся финансов работу по исполнению решения суда (л.д. 32, 33, 61, 100, 111, 217-219 проводила работы по исполнению решения суда :
04.06заключен договор №57-18 подряда на выполнение проектных работ (внесение изменений и дополнений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования «Карамасское сельское поселение» Волжского района (л.д.46-47),
15 июля 2019 года вынесено постановление №44 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Карамасское сельское поселение» (л.д. 100-107).
Подтверждено, что администрация имела реальные препятствия для исполнения решения суда, на что указывают уведомления Росреестра о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 09 июля 2019 года, письмо в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ответ Россети Центр и Приволжье (л.д. 62-68, 69, 70), 211-216,
Карамасской сельской администрацией Волжского муниципального района 03.03.2023г. заключен муниципальный контракт «1182/23 с ООО «Максима» на внесение изменений в Генеральный план Карамасского сельского поселения.
07.02.2022г. Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района в порядке межведомственного информационного взаимодействия направила в электронном виде документы в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РМЭ для внесения сведений в ЕГРН границ населенных пунктов Карамасского сельского поселения.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РМЭ в 2022 году в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения по границам двух населенных пунктов: <адрес>, что подтверждает письмо Управление Росреестра по РМЭ от 03.03.2022г. за №.
При установленных судом обстоятельствах, наличия объективных причин невозможности исполнения решения суда в установленный срок, а также сведений о предпринятых исчерпывающих по мнению суда мер к исполнению, исходя из финансового состояния, отсутствие вины в неисполнении решения суда, категории организации, являющейся органом местного самоуправления, суд считает возможным удовлетворить заявление в полном объеме и освободить заявителя от назначенного исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного с Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП
Руководствуясь, статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Определил:
Заявление Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Карамасской сельской администрации Волжского муниципального района:
- от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Эл Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Е.Б.Емельянова