№ 47RS0014-01-2022-002030-45
Дело № 2-306/2023 18 апреля 2023 года
Город Приозерск Ленинградской области
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Горбунцовой И.Л.,
при секретаре Калиновой М.А.
с участием представителя истца по доверенности Новочуб С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии: обеспечить жителей дворовыми уборными (туалетами) на придомовой территории многоквартирных домов № и № расположенных по <адрес> <адрес>,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Приозерский городской суд с иском к Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение, в котором просил суд обязать Ответчика - Администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>:
а) устранить нарушения санитарного законодательства, а именно - обеспечить жителей дворовыми уборными (туалетами) на придомовой территории многоквартирных домов № и № расположенных по <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями пунктов 18, 19, 20, 21, 22, 23, 127 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
б) производить в установленном законом порядке работы по содержанию имущества путем заключения договора со специализированной организацией на своевременное откачивание из дворовых уборных (туалетов) на придомовой территории многоквартирных домов № и №, расположенных по <адрес>, жидких бытовых отходов.
. Иск мотивирован тем, что Территориальным отделом ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом - Администрацией муниципального образования Петровское сельское поселение, для оценки достоверности сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (здоровье граждан, его имущество и законные интересы), в ходе осуществления выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом установлено: Два жилых (двухэтажных) кирпичных многоквартирных № расположенных по <адрес> (муниципальная собственность), в <адрес> (муниципальная собственность). Данные многоквартирные дома не признаны аварийными. Централизованное водоснабжение и водоотведение отсутствует. Водоснабжение осуществляется от водонапорной колонки, расположенной неподалеку. Водоотведение осуществляется в уличные туалеты. Выгребные ямы для сбора ЖБО отсутствуют. Жильцы домов пользуются услугами трех дворовых туалетов. На момент осмотра туалеты находятся в неудовлетворительном состоянии, сломаны двери, ямы переполнены, откачка не проводится. По данным администрации Петровского сельского поселения дворовые туалеты и выгребные ямы не являются общим имуществом собственников жилья и носят хаотичный и бессистемный характер постройки. На балансе у администрации не числится. Затраты на содержание и обслуживание самовольно построенных туалетов и ям, не учитываются и не начисляются. Обработка территории от грызунов не проводилась.
Территориальным отделом в соответствии с вышеизложенным, Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение объявлено Предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований п.п. 108, 109, 110 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части обеспечения проведение производственного контроля (дератизации) согласно программе производственного контроля и предоставления договора на проведение дератизации (обработки территории вблизи туалетов и контейнерной площадки от грызунов) и акт выполненных работ по проведению дератизации у домов № и № по <адрес> в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>
того бездействие Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение по устранению нарушений санитарного законодательства нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Невыполнение Администрацией муниципального образования Петровское сельское поселение требований санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, создает угрозу жизни и здоровья граждан, что не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
Таким образом, понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
На момент предъявления настоящего искового заявления установлено, что указанные нарушения санитарного законодательства не устранены, соответствующие доказательства обратного отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал в полном объёме, в обоснование требований ссылался на обстоятельства, изложенные в нем.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Ранее направляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя..
Суд, учитывая надлежащее извещение лиц о дате и времени рассмотрения дела, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данные положения Конституции также закреплены в ст. 8 Закона № 52-ФЗ, согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии с пунктами 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту – Роспотребнадзор), утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно – правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Согласно постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от ДД.ММ.ГГГГ. №, в соответствии с изменениями, внесенными Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство РФ. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории <адрес> служба представлена Управлением Роспотребнадзора по <адрес> (далее – Управление). В соответствии с п. 8.40. Положения об Управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области наделено правом предъявлять иски в суды в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе (далее – Положение), утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе (далее – Истец) является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования Приозерский район Ленинградской области. В силу п. ДД.ММ.ГГГГ. данного Положения Истец в пределах своей компетенции осуществляет обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в связи с обращением депутата МО Петровское сельское поселение Приозерского района Ленинградской области Настиной Е.И. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу жалоб жителей многоквартирных домов <адрес> сельского поселения <адрес>, на отсутствие в указанных домах канализации и водопровода; установленные уличные туалеты переполнены, разваливаются от старости, не выкачиваются, нечистоты вытекают из переполненных туалетов наружу, Территориальным отделом ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом Администрацией муниципального образования Петровское сельское поселение, в соответствии с ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», для оценки достоверности сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (здоровье граждан, его имущество и законные интересы), в ходе осуществления выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом установлено: Два жилых (двухэтажных) кирпичных многоквартирных <адрес> № расположенных по <адрес>, в <адрес> (муниципальная собственность), в <адрес> (муниципальная собственность). Данные многоквартирные дома не признаны аварийными. Централизованное водоснабжение и водоотведение отсутствует. Водоснабжение осуществляется от водонапорной колонки, расположенной неподалеку. Водоотведение осуществляется в уличные туалеты. Выгребные ямы для сбора ЖБО отсутствуют. Жильцы домов пользуются услугами трех дворовых туалетов. На момент осмотра туалеты находятся в неудовлетворительном состоянии, сломаны двери, ямы переполнены, откачка не проводится. По данным администрации Петровского сельского поселения дворовые туалеты и выгребные ямы не являются общим имуществом собственников жилья и носят хаотичный и бессистемный характер постройки. На балансе у администрации не числится. Затраты на содержание и обслуживание самовольно построенных туалетов и ям, не учитываются и не начисляются. Обработка территории от грызунов не проводилась. (л.д.33-39)
Территориальным отделом в соответствии с вышеизложенным, Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение объявлено Предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований п.п. 108, 109, 110 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4, в части обеспечения проведение производственного контроля (дератизации) согласно программе производственного контроля и предоставления договора на проведение дератизации (обработки территории вблизи туалетов и контейнерной площадки от грызунов) и акт выполненных работ по проведению дератизации у домов № и № по <адрес> в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (л.д.40-42)
Из выписки из реестра муниципального имущества МО Петровское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартиры №№ <адрес>, д. <адрес> и квартиры №№,№ <адрес> являются муниципальным недвижимым имуществом Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение на основании Постановления Главы администрации МО Петровское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №-а.
Согласно пунктам 3 и 9 части 1 статьи 6 Устава Петровского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, принят решением Совета депутатов МО Петровское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (размещен в свободном доступе на официальном сайте администрации http://петровскоесп.рф), (далее – Устав), к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории сельского поселения в соответствии с указанными правилами.(л.д.19-32)
В соответствии с пунктами 2 и 24 части 2 статьи 6 Устава к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с законодательством Ленинградской области относятся в том числе: обеспечение проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ под благоприятными условиями жизнедеятельности человека следует понимать состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 12 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Раздел II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
Согласно п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 18 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
В случае трудности эксплуатации металлических мусоросборников при минусовых температурах допускается применение съемных деревянных ящиков без дна вместимостью до 1 м, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке.
Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом. ( п 3.7.8.)
В помещениях общественных уборных должны быть гладкие стены и полы, допускающие их промывку. Уборные должны иметь естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию. Допускается устраивать теплые (внутриквартальные) уборные с унитазом со смывом из ведра, а также неотапливаемые дворовые уборные.
Промывка унитазов неканализованных выгребных уборных непосредственно от водопроводов не допускается. ( п3.7.10.)
Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу): в уборных без промывки - 0,1 м;
с промывкой унитаза из ведра - 0,2 - 0,25 м; в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25 - 0,30 м. Во всех случаях следует добавлять 20% на неравномерность заполнения. Глубину выгребов следует принимать от 1,5 до 3 м в зависимости от местных условий. (п. 3.7.12.)
В дворовых выгребных уборных, расположенных на неканализованных участках домовладения, должна ежедневно производиться уборка и дезинфекция уборных 20%-ным раствором хлорной извести.(п 3.7.20.)
Пунктами 19-23 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <15> и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров. (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный N 61573).
Дворовые уборные должны находиться (располагаться, размещаться) на расстоянии не менее 50 метров от нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, предназначенных для общественного пользования.
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт.
Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.
Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Раздел VIII санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений.
Пунктом 127 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477).
В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания.
На основании подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
В ходе проверки установлено, что в действиях Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение имеется нарушение требований Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и действующих санитарных правил и норм к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: статей 11, 12, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 18, 19, 20, 21, 22, 23, 127 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В ходе рассмотрения гражданского дела истцом по запросу суда была проведена повторная проверка исполнения ответчиком требования законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии.
ДД.ММ.ГГГГ в период с 10-00 до 11-00 должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе: начальником Никитенко Натальей Дмитриевной, в присутствии представителя Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение директора МКУ «ЦБ МУ Петровское Мартынова О.Н. и представителя УК ООО «Верис» Байдклаева М.В., проведен осмотр по адресу: <адрес>.
При осмотре установлено:
Два жилых (двухэтажных) кирпичных многоквартирных (12 квартир) <адрес> №: в <адрес> - 10 квартир (муниципальная собственность), в <адрес> - 9 квартир (муниципальная собственность). Данные многоквартирные дома не признаны аварийными. Централизованное водоснабжение и водоотведение отсутствуют. Водоснабжение осуществляется от водонапорной колонки, расположенной в 10-15 метрах. Водоотведение осуществляется в уличные туалеты. Выгребные ямы для сбора ЖБО и помойницы для сбора ЖБО отсутствуют. Отходы выливаются в туалеты и прямо на землю между туалетами и контейнерной площадкой (фото 8, 9). В туалеты сбрасываются не только ЖБО, но и ТБО (банки, бутылки и прочее), тем самым делая откачку невозможной.
Жильцы домов пользуются услугами трех дворовых уборных (туалетов):
Дворовая уборная (туалет) 1 (фото 1,2,3,4) На момент осмотра туалет находится в неудовлетворительном аварийном состоянии, не пригодном для использования, деревянное строение частично разрушено, сломаны двери и другие части конструкции, антисанитария, ямы переполнены, откачка не проводится. ЖБО скапливаются непосредственно в грунте (яме), которая на момент осмотра переполнена и забита мусором до верху. Отсутствуют локальные отстойники (выгребы), оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, имеющие подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Уборка и дезинфекция не проводится. Требуется снос строения и рекультивация места его нахождения (выгребной ямы).
Дворовая уборная (туалет) 2 (фото 5,6,7) На момент осмотра туалет находится в неудовлетворительном аварийном состоянии, не пригодном для использования, деревянное строение частично разрушено, сломаны двери, антисанитария, ямы переполнены, откачка не проводится. ЖБО скапливаются непосредственно в грунте (яме), которая на момент осмотра переполнена и забита мусором. Отсутствуют локальные отстойники (выгребы), оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, имеющие подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Уборка и дезинфекция не проводится. Требуется снос строения и рекультивация места его нахождения (выгребной ямы).
Дворовая уборная (туалет) 3 (фото 10,11) На момент осмотра туалет находится в неудовлетворительном состоянии, антисанитария, ямы близки к полному заполнению, откачка не проводится. ЖБО скапливаются непосредственно в грунте (яме). Отсутствуют локальные отстойники (выгребы), оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, имеющие подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Уборка и дезинфекция не проводится. Требуется реконструкция в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Все три дворовые уборные (туалеты) не соответствуют требованиям пунктов 18, 20, 21, 22, 23, 127 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". (л.д.94-107)
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик фактически не оспаривал наличие выявленных нарушение (л.д.68)
Таким образом невыполнение Администрацией муниципального образования Петровское сельское поселение требований санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, создает угрозу жизни и здоровья граждан, что не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
Понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Учитывая, что на момент рассмотрения гражданского дела, что указанные выше нарушения санитарного законодательства не устранены, соответствующие доказательства обратного отсутствуют, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований частично.
Положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возможности ответчика по исполнению решения суда, длительность бездействия, наличие угрозы распространения инфекционных заболеваний, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности, суд пришел к выводу об обращении решения к немедленному исполнению.
Учитывая, что истец и ответчик в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы в виде государственной пошлины в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ответчика не подлежат взысканию
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии: обеспечить жителей дворовыми уборными (туалетами) на придомовой территории многоквартирных домов № и № расположенных по <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обеспечить жителей дворовыми уборными (туалетами) на придомовой территории многоквартирных домов № и № расположенных по <адрес> в соответствии с требованиями пунктов 18, 19, 20, 21, 22, 23, 127 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Обязать Администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области производить в установленном законом порядке работы по содержанию имущества путем заключения договора со специализированной организацией на своевременное откачивание из дворовых уборных (туалетов) на придомовой территории многоквартирных домов № и №, расположенных по <адрес>, жидких бытовых отходов.
Обязать Администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда по данному делу через средства массовой информации Приозерского района Ленинградской области.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Приозерский городской суд.
Судья И.Л. Горбунцова
В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2023 года.