Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8737/2020 от 31.07.2020

Судья: Закиров В.Ф.      адм. дело N 33а-8737/2020

                 (2а-711/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ                     

18.08.2020                          г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б., Лазаревой М.А.,

при секретаре Середкиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лаврентьева Н.А. на решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 28 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., с пояснения административного истца Лаврентьева Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Лаврентьев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области от 26 ноября 2019 года о призыве на военную службу.

Решением Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 28 мая 2020 года в удовлетворении требований Лаврентьева Н.А. отказано.

В апелляционной жалобе Лаврентьев Н.А. ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном КАС РФ, а именно в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22).

В соответствии со статьей 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1). К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).

При определении состава лиц, участвующих в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий, и определении надлежащего ответчика по этим делам следует иметь в виду следующее.

Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).

Вместе с тем призывные комиссии, наделенные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" публичными полномочиями по призыву граждан на военную службу, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относятся и юридическими лицами не являются. В то же время административное дело не может быть рассмотрено без привлечения призывной комиссии в качестве административного соответчика, поскольку на основании их заключений выносятся соответствующие решения.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Таким образом, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счет средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов и судом установлено, Лаврентьев Н.А., обращаясь в суд с административным исковым заявление, в качестве административного ответчика указал только призывную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области, судом к участию в деле Военный комиссариат Самарской области в качестве административного ответчика не привлекался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и обязанности Военного комиссариата Самарской области не привлеченного к участию в административном деле, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеназванные положения КАС РФ необходимо руководствуясь положениями статьи 43 КАС РФ привлечь в качестве соответчика Военный комиссариат Самарской области.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 28 мая 2020 года отменить.

Дело направить в Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области на новое рассмотрение в ином составе суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-8737/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Лаврентьев Н.А.
Ответчики
Призывная комиссия Автозаводского района
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.07.2020Передача дела судье
18.08.2020Судебное заседание
11.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее