Дело №
УИД 22RS0034-01-2023-000532-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Михайловское 7 февраля 2024 года
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Винс О.Г.,
при секретаре Ельниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ Сервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды в МУП «ЖКХ Сервис». Согласно Уставу предприятие осуществляет, в том числе производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Установлено, что МУП «ЖКХ Сервис» не проведена полная и достоверная инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с распоряжением ГУ по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ № на праве хозяйственного ведения предприятию из муниципальной собственности передано имущество, в том числе 4 котельных, а именно № по <адрес>, № по <адрес> р.<адрес>, № по <адрес> р.<адрес>, № по <адрес> р.<адрес>. В результате работы котельных в атмосферу выбрасываются различные вредные вещества, что отвечает признакам объекта негативного воздействия на окружающую среду, а именно наличию источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что свидетельствует о том, что при эксплуатации котельных МУП «ЖКХ Сервис» осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарного источника. Однако предприятием не подана заявка о постановке на государственный учет указанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» прокурор указывает, что юридические лица, имеющие стационарные источники должны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Прокурором района внесено представление в адрес МУП «ЖКХ Сервис» об устранении выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ, которое по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. В связи с изложенным истец просил признать незаконным бездействие МУП «ЖКХ Сервис» по непринятию мер к постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, обязать предприятие поставить на государственный учет в Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес> объекты негативного воздействия на окружающую среду, расположенные по адресам: котельная № по <адрес>, котельная № по <адрес> р.<адрес>, котельная № по <адрес> р.<адрес>, котельная № по <адрес> р.<адрес>.
Представитель прокуратуры Михайловского района ст. помощник Гончаренко А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика МУП «ЖКХ Сервис» не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Из содержания ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, а именно Устава МУП «ЖКХ Сервис», утвержденного распоряжением Управления по ЖКХ, строительству, транспортному обслуживанию, дорожной деятельности администрации Михайловского района Алтайского края от 11.01.2022 №1 предприятие является коммерческой организацией, учредителем и собственником предприятия является Муниципальное образование Михайловский район Алтайского края в лице Администрации Михайловского района Алтайского края, функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет Управление по ЖКХ, строительству, транспортному обслуживанию, дорожной деятельности администрации Михайловского района Алтайского края, полномочия собственника осуществляет ГУ по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края (п. 1.2, 1.4, 1.5).
Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности: забор, очистка и распределение воды, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, сбор и обработка сточных вод. Право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2.2, 2.3 Устава).
При этом имущество предприятия находится в собственности муниципального образования Михайловский район Алтайского края, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Право на закрепленное имущество возникает с момента подписания акта приема-передачи на имущество между собственником имущества и предприятием (п. 3.1, 3.2 Устава).
Распоряжением Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям от 28.02.2022 №14 за МУП «ЖКХ Сервис» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, балансовой стоимостью 41202108,44 руб. (л.д. 8).
В соответствии с актом приема-передачи имущества, являющегося приложением к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №, МУП « ЖКХ Сервис» приняло в хозяйственное ведение имущество, в том числе котельную № по адресу: <адрес> (здание боллерной, нежилое помещение, теплосеть <адрес>, тепловая сеть котельной №, дымовая труба, котлы, дымососы, транспортер золоудаления, насос подпитки, вентилятор поддува, щит с приборами, сварочный трансформатор, фильтр водоочистки, емкость подогрева воды, сварочный агрегат, блоки решетки котла, наждачный станок, котел, котловой блок, шурующая планка), котельную № по адресу: <адрес> р.<адрес> (здание котельной, теплотрасса, труба дымовая, щит управления котлом, насосы, вентилятор поддува, сварочный трансформатор, котел водогрейный, дымососы, карманы всасывающие, насосы сетевые, водоподготовительная установка, затвор дисковый, труба пластиковая, щит ЩУНС, клапан обратный межфланцевый, КМИ 11860), котельную № по <адрес> р.<адрес> (здание котельной, теплотрасса, насос, щитовая, котел длительного горения, насос подпитки, щит с приборами, вентилятор поддува, сварочный трансформатор, фильтр водоочистки, емкость подогрева воды, сварочный агрегат, блок решетка котла, наждачный станок, трубный блок конвективной части котла, котел водогрейный, котловые блоки, дымососы, шурующая планка, котельную № по <адрес> (здание котельной, тепловая сеть, вентиляторы поддува, дымососы, насосы, резервуар для воды, сварочный трансформатор, щит с приборами, электротельфер, фильтр водоочистки, дымовая труба, дымососы, частотные преобразователи, насосы сетевые, насосы подпитывающие, комплексон, котлы, вентиляторы ВЦ, золоуловители, лестничный марш, таль электрическая, щит управления работой котла, транспортер скребковый, тепловая камера, счетчик техфазный, ящик управления, корпус металлический, счетчик, котлы) (л.д. 9-12).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.10.2023 №ЮЭ9965-23-169200404 МУП «ЖКХ Сервис» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (35.30.14 ОКВЭД) (л.д. 13-16).
Прокурором заявлено требование о возложении на МУП «ЖКХ Сервис» обязанности по постановке на государственный учет в Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Из содержания статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ следует, что:
- объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1);
- сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6);
- при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).
Статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1); критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3); присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
В соответствии с ч.1-3 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
С 8 октября 2021 года действуют Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398, раздел 2 которых, относит к объектам II категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности: по обеспечению паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного.
Согласно ответу Администрации Михайловского района Алтайского края, котельные, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «ЖКХ Сервис», №10, 12, 13, 16 работают на твердом топливе (угле), котлы, установленные на котельных с тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час (л.д. 28).
Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов (пункт 8 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 (далее - Положение о Росприроднадзоре), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Росприроднадзор ведет федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (пункт 5.5(10) Положения о Росприроднадзоре).
<данные изъяты>
Из содержания действовавших до 1 сентября 2022 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572 (далее - Правила) следовало, что при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации; в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (пункт 24).
Аналогичные положения содержатся в действующих в настоящее время пунктах 33 и 34 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 года N 830.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пункт 2 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает шестимесячный срок подачи заявки юридическим лицом со дня начала эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании которой осуществляет постановка их на государственный учет.
06.03.2023 прокурором Михайловского района в адрес МУП «ЖКХ Сервис» в связи с выявленными нарушениями направило представление, содержащее, в том числе требование о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона и недопущению подобных нарушений (л.д. 17).
Согласно ответу МУП «ЖКХ Сервис» от 06.12.2023 предприятие признало факт нарушений требований федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления атмосферного воздуха (л.д. 20).
Как усматривается из Реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду котельные, эксплуатируемые МУП «ЖКХ Сервис» на учет в федеральный реестр не поставлены, заявка на постановку на государственный учет предприятием не направлялась, что подтверждается ответом Минприрроды Алтайского края (л.д. 37, 40).
С учетом изложенного, приведенных норм права, нахождения в хозяйственном ведении предприятия объектов негативного воздействия на окружающую среду более шести месяцев со дня их передачи у ответчика имеется обязанность постановки объектов (котельных) по адресам: <адрес> р.<адрес> р.<адрес> р.<адрес> на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, однако ответчик ее не исполняет без уважительных на то причин.
Учитывая основные принципы, закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" о праве граждан на безопасную окружающую среду и атмосферный воздух, суд признает шестимесячный срок исполнения решения суда разумным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» (░░░ 2258005511, ░░░░ 1222200000230) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, <░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> ░.<░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> ░.<░░░░░> - ░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» (░░░ 2258005511, ░░░░ 1222200000230) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, <░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> ░.<░░░░░> – ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> ░.<░░░░░> - ░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024░.
░░░░ № 2-56/2024
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>