Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-7370/2024 от 07.05.2024

    Судья: Селезнева Е.И.          адм. дело N 33а-7370/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2024 года                                                          г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Мыльниковой Н.В. и Чирковой Е.А.,

при секретаре Дождевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-1601/2024 с апелляционной жалобой Департамента образования администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г. Самара Самарской области от 13 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителей Департамента образования администрации городского округа Самара Кутового Я.С. и административного истца Никитиной Е.С., судебная коллегия

                                       установила:

заместитель прокурора г. Самара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском об обязании МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев с момента выделения денежных средств;Департамента образования администрации г.о. Самары выделить денежные средства для оборудования пандусом вход в здание образовательного учреждения в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу, указав, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в образовательной организации в МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара, выявлены нарушения указанного законодательства, которые до настоящего времени не устранены.

Решением Советского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. требования прокурора удовлетворены, на МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара возложена обязанность оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения в течение <данные изъяты> месяцев с момента выделения денежных средств; на Департамент образования администрации г.о. Самары возложена обязанность выделить денежные средства для оборудования пандусом вход в здание образовательного учреждения в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу (л.д. 41-45).

В апелляционной жалобе Департамент образования администрации г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда, полагает, что судом нарушен установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей (л.д. 47-52).

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. гражданское дело передано на рассмотрение по правилам административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда (л.д. 73-76).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение (п. 2 ст. 309 КАС РФ).

Основаниями для отмены, изменения решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части установления срока, в течение которого МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара обязано устранить выявленные нарушения, а также в части возложения на Департамент образования обязанности.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проведенной проверки ответчика установлено, что в корпус N 2 МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара, расположенный по адресу<адрес> не оборудован приспособлениями для инвалидов-колясочников, что препятствует доступу последних к объекту социальной инфраструктуры. Таким образом, несовершеннолетние граждане и их родители не имеют возможности получить образование, тем самым нарушаются их права, гарантированные законодательством об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующим в деле не оспаривались.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. в адрес руководителя МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе в сфере доступности инвалидов.

ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес прокуратуры направлен ответ на представление с указанием о составлении сметы на устранение нарушений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлен, поскольку вход в здание МБДОУ «Детский сад N 357» г.о. Самара не оборудован пандусом. Доказательств отсутствия технической возможности исполнения заявленных прокурором требований представлено не было.

Факт названного нарушения лицами, участвующими в деле не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Соответственно, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п.п. 1.1. Положения «О Департаменте образования Администрации юродского округа Самара» №707 от 26.03.2009 Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования.

В соответствии с п.п.3.25. указанного Положения следует, что в пределах своей компетенции осуществляет на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика для нужд Департамента, формирует план капитального ремонта муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, осуществляет согласование технических заданий на проектирование, проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Также приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

Установив, что МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется Департаментом образования администрации г.о.Самара, а также принимая во внимание, что МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара» не имеет собственных средств достаточных для устранения выявленных нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости обязания Департамента образования администрации г.Самара организовать финансирование в МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара, указанных работ.

Из представленной учреждением информации следует, что в администрацию г.о. Самара запросы на выделение денежных средств направлялись, однако мер до настоящего времени не принято.

Ограниченность финансирования, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона.

Более того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.

В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовало правовое основание для отказа в удовлетворении заявленных требований в части обязания МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара устранить выявленные нарушения.

Вместе с тем, судебная коллегия, учитывая перечень и объем работ, приходит к выводу о недостаточности установленного судом первой инстанции срока для устранения недостатков. Кроме того, суд неверно определил началом течения срока дату вступления решения суда в законную силу, тогда как прокурор правильно просил установить началом течения срока дату поступления финансирования.

Судебная коллегия также полагает, что с учетом изложенного, а также с учетом доводов апелляционной жалобы, решение суда подлежит изменению с изложением его резолютивной части в следующей редакции: административное исковое заявление заместителя прокурора Советского района г.Самара удовлетворить частично. Обязать МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев со дня со дня поступления финансирования. Отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений действующего законодательства на Департамент образования администрации г.о. Самары.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                         определила:

решение Советского районного суда г. Самара Самарской области от 13 марта 2024 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

административное исковое заявление заместителя прокурора Советского района г.Самара удовлетворить частично.

Обязать МБДОУ «Детский сад N 357» г.о.Самара оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев со дня со дня поступления финансирования.

Отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений действующего законодательства на Департамент образования администрации г.о. Самары.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий –

        Судьи -

33а-7370/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Заместитель прокурора г. Самары
Ответчики
Департамент образования Администрации г.о. Самара
МБДОУ Детский сад №357 г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.05.2024[Гр.] Передача дела судье
15.05.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства
15.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее