№ 2-313/2024
УИД 19RS0006-01-2024-000544-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Путинцевой О.С.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района Республика Хакасия обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, требования мотивировал тем, что Прокуратурой Бейского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4, таблиц 5.2, 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке проезжей части по <адрес>, расположенной напротив здания администрации Бейского района по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, асфальтированное дорожное покрытие частично отсутствует, имеются дефекты в виде выбоин, проломов, просадки. Аналогичные дефекты дорожного полотна имеются на перекрёстке улиц <адрес> <адрес> перед входом в парк «Победы» по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>. Таким образом, администрацией Бейского сельсовета Бейского района, в соответствии с вышеуказанными требованиями федерального и регионального законодательства, не в полной мере осуществляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, на достойную жизнь и свободное развитие человека, создает угрозу жизни и здоровья, повреждения и (или) уничтожения имущества участников дорожного движения, а также не отвечает политики государства, проводимой в обозначенной области правоотношений. По выявленным нарушениям, с целью их устранения и недопущения впредь ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района врио главы администрации Бейского сельсовета Бейского района внесено представление. Вместе с тем, нарушения администрацией Бейского сельсовета Бейского района по настоящее время не устранены. Просит суд, обязать администрацию Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты проезжей части <адрес> в районе здания администрации Бейского района по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес> перед входом в парк «Победы» по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Истец – помощник прокурора Бейского района Республика Хакасия Чернов В.Н. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
От ответчика – администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, врио главы администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Чебодаев Н.А. просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
От третьего лица - администрации Бейского района Республики Хакасия, представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель действующая по доверенности Артемьева И.С. направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила вынести решения на усмотрение суда.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации регламентировано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно пп. 1, 5-6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом Бейского сельсовета Бейского района установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе «Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов», собственником указанной дороги является администрация Бейского сельсовета Бейского района, вид покрытия указан: асфальтобетонное, из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые, идентификационный № 95-212- 805-ОП-МП-19, относится к автомобильной дороге местного значения.
Из представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Прокуратурой Бейского района Республики Хакасия проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4, таблиц 5.2, 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке проезжей части по <адрес>, расположенной напротив здания администрации Бейского района по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, асфальтированное дорожное покрытие частично отсутствует, имеются дефекты в виде выбоин, проломов, просадки. Аналогичные дефекты дорожного полотна имеются <адрес> перед входом в парк «Победы» по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>. Таким образом, администрацией Бейского сельсовета Бейского района, в соответствии с вышеуказанными требованиями федерального и регионального законодательства, не в полной мере осуществляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, на достойную жизнь и свободное развитие человека, создает угрозу жизни и здоровья, повреждения и (или) уничтожения имущества участников дорожного движения, а также не отвечает политики государства, проводимой в обозначенной области правоотношений.?
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ врио главы администрации Бейского сельсовета Бейского района РХ Кончаковой О.А. направленного Прокурору Бейского района РХ следует, что работы по асфальтированию указанных в представлении участков запланированы на 3 квартал 2023 года. Тротуар, расположенный вдоль <адрес> (Парк Победы) был обустроен в рамках реализации проекта муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» в 2021, 2022 гг. Со временем появились деформации и просадки на данном тротуаре. Гарантийный срок по муниципальным контрактам 36 месяцев, подрядным организациям направлены претензии об устранении нарушений. Ведущий специалист привлечен к дисциплинарной ответственности.
Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ составленного помощником прокурора Бейского района Республики Хакасия Черновым В.Н. в судебном заседании установлено, что помощником прокурора Бейского района Республики Хакасия Черновым В.Н. совместно со старшим инспектором ДПС ОГИБДД Отд МВД России по Бейскому району Колнаузовым И.В. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд и осмотр <адрес> Бейского района Республики Хакасия. В рамках осмотра установлено, что в нарушение п.п. 5.2.3, 5.2.4, таблиц 5.2, 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке проезжей части по <адрес>, расположенной напротив здания администрации Бейского района по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, асфальтированное дорожное покрытие частично отсутствует, имеются дефекты в виде выбоин, проломов, просадки. Аналогичные дефекты дорожного полотна имеются на перекрестке <адрес> перед входом в парк «Победы» по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>.
При таких обстоятельствах, в силу вышеперечисленных норм процессуального права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Бейского района Республики Хакасия к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязанности совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, значимость принимаемого по делу решения, степень затруднительности исполнения судебного акта, длительность неисполнения ответчиком предписания прокурора Бейского района, а также интересы неопределённого круга лиц, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение до ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».?
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░