Дело № 21-347/2023
Судья Степанова Н.А.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 сентября 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Макарова Виталия Васильевича на постановление городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, вынесенные в отношении Макарова Виталия Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»,
установил:
постановлением городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года Макаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2023 года постановление городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Макаров В.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики.
Проверив дело в полном объеме, выслушав Макарова В.В., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решением Чебоксарское городское Собрание депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары, (приведены в редакции, действовавших на момент рассматриваемых событий).
Применительно к настоящим Правилам используются понятия, указанные в пункте 1.6.1, в том числе:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная настоящими Правилами и направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Чебоксары, надлежащее содержание территории города Чебоксары, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, средства размещения информации и рекламные конструкции, применяемые как составные части объектов благоустройства территории;
озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды города Чебоксары с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары.
Пунктом 5.3.1.13 Правил на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Таким образом, размещение транспортного средства на озелененных территориях в городе Чебоксары с нарушением требований пункта 5.3.1.13 Правил является основанием для привлечения собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», путем вынесения постановления в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом по смыслу названных норм для поддержания ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары к озелененным территориям как к элементу благоустройства отнесены не только газоны и цветники, но и территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от их естественного или искусственного посева и произрастания.
Правила благоустройства территории города Чебоксары от 28 ноября 2017 года № 1006 тратили силу 1 сентября 2023 года в связи с принятием Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30 мая 2023 года № 1211, которым вновь утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары, вместе с тем во вновь утвержденных Правилах благоустройства города Чебоксары, вступивших силу с 1 сентября 2023 года, имеется запрет размещения транспортных средств на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак имеется (пункт 10.20), и имеются иные основания для отмены обжалуемых актов.
Так, согласно постановлению городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года и представленному фотоматериалу, Макаров В.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», по тем основаниям, что в нарушение пункта 5.3.1.13 Правил благоустройства территории города Чебоксары от 28 ноября 2017 года № 1006, он, являясь собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком №, 11 апреля 2023 года в 5 часов 34 минуты по адресу: <адрес>, допустил его размещение на озелененной территории.
Из представленных материалов следует, что данное постановление вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Дозор М, идентификатор А689, свидетельство о поверке С-ДРП/29-09-2022/189490375, поверка действительна до 28 сентября 2024 года, имеющим функции фотосъемки, размещенного в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту согласно приказу № 29 от 7 апреля 2023 года «Об утверждении маршрута фиксации на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением согласно ст. 10.5 и 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» муниципального казенного учреждения «Земельное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики транспортом средстве.
Доводы жалобы о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство с государственным регистрационным знаком № находилось в пользовании владении иного лица – ФИО1, Макаровым В.В. должным образом не подтверждены, явка указанного лица в суд не обеспечена, при этом Макаров В.В. сведения о месте жительства ФИО1 не представлены, в суде второй инстанции заявитель указал о невозможности ее явки в суд в связи с выездом за пределы Чувашии.
При рассмотрении жалобы вышестоящим судом Макаровым В.В. представлены сведения о том, что он является капитан внутренней службы, оперуполномоченным отделения оперативной деятельности оперативного отдела УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии.
На запрос вышестоящего суда заместителем начальника УФСИН по Чувашской Республике – Чувашии Адровым В.В. представлен ответ от 18 сентября 2023 года, согласно которому Макаров Виталий Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ, служит в уголовно-исполнительной системе <данные изъяты> по настоящее время.
В суде второй инстанции Макаровым В.В. предъявлено служебное удостоверение сотрудника уголовного – исполнительной системы.
Согласно положений статьи 35 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому положения статьи 2.5 КоАП РФ подлежат применению при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Согласно части 1 статьи 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (часть 2 статьи 2.5 КоАП РФ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» специальные звания, установленные по
должностям в уголовно-исполнительной системе, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, в перечень специальных званий включено звание капитана внутренней службы.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ за совершение административного правонарушения сотрудник несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 2.5 КоАП РФ не предусматривает исключение в отношении правонарушений в области благоустройства, предусмотренных Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Как следует из материалов дела, с <данные изъяты> по настоящее время Макаров В.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе и имеет специальное звание капитан внутренней службы.
Исходя из положений статьи 2.5 КоАП РФ Макаров В.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашский Республике», поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он несет дисциплинарную ответственность.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, части 2 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, вынесенные в отношении Макарова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежат отмене, а производство но настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление городской административной комиссии г.Чебоксары № 4-23-14552 от 10 мая 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, вынесенные в отношении Макарова Виталия Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Голубев