Дело № 2-4170/2019 2 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Гончарова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
установил:
Гончаров Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование требований указал, что 31 мая 2019 г. в возрасте 54 года 9 месяцев обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как лицу, связанному с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Пенсионным органом принято решение от 17 июля 2019 г. № 2 об отказе в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия на 1 января 2002 г. требуемого страхового стажа 20 лет и инвалидности. Истец не согласен в вынесенным решением в части отказа в назначении пенсии. Так, согласно удостоверению серии ОРП № 006899, выданному 15 марта 2019 г. Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, он относится к лицам, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п. «в» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 (непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах). Согласно приказу Командующего Краснознаменным тихоокеанским флотом от 24 апреля 1994 г. № 150 Гончаров Г.В. признан пострадавшим от радиационного воздействия при авариях ЯЭУ атомных подводных лодок и других военных объектах флота. Согласно решению пенсионного органа стаж истца учтен на 28 мая 2019 г. в количестве 23 года 6 дней, страховой стаж на 1 января 2002 г. – 12 лет 12 дней. Вместе с тем, законодательство приравнивает лиц из подразделений особого риска, указанных в подпунктах «а» - «г» п. 1 Постановления № 2123-1, к лицам, принимавшим в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Следовательно, в силу взаимосвязанных положений ст. 28.1 и ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец имеет право на назначение ему пенсии по старости, в том числе пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости, с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на 10 лет, то есть с 50 лет. Просит суд признать незаконным решение ответчика от 17 июля 2019 г. № 2 в части отказа в назначении пенсии с 31 мая 2019 г., признать за ним право на назначение пенсии с 31 мая 2019 г., возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с 31 мая 2019 г., взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. и на оформление доверенности в сумме 2 600 руб.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Виноградова Т.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Павлюк И.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Пояснила, что право на пенсию по старости по нормам Федерального закона № 166-ФЗ может быть признано только за теми лицами из числа рассматриваемой категории граждан, кто признан инвалидом вследствие ядерных испытаний. Если же гражданин не признан инвалидом, то он может претендовать на пенсию по старости на общих основаниях, и как следствие ему может быть назначена пенсия по старости по нормам Закона № 400-ФЗ.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Гончаров Г.В. 31 мая 2019 г. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему пенсию на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пенсионное дело, л.д. 8-12).
Решением от 17 июля 2019 г. № 2 ответчик отказал истцу в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ввиду отсутствия на 1 января 2002 г. требуемого страхового стажа 20 лет и инвалидности, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (пенсионное дело, л.д. 2-4).
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. 30 – 37 Закона № 1244-1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу абзаца 5 ст. 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, пенсия по старости, назначаемая указанной категории граждан страховой не является.
В соответствии с ч. 1 с. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. распространяется на граждан из подразделений особого риска.
К таким гражданам относятся лица из числа военнослужащих непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектов (пп. «в» п.1 Постановления).
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 – 15 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29, частями первой – третьей статьи 39 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 1 – 14 ч. 1 статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Гончаров Г.В. относится к категории граждан, непосредственно принимавших участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пп. «в» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, что подтверждается удостоверением серии ОРП № 006899 от 15 марта 2019 г., согласно которому он имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска (л.д. 15).
В ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены условия назначения и размеры пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения для лиц, пострадавших в результате радиационных аварий или техногенных катастроф, а также для членов их семей, в частности, право на пенсионное обеспечение в соответствии с названным Законом имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей (пп. 12 п. 1 ст. 10). При этом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Размеры пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, установленных в ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, зависят от видов пенсий. Так, пенсия по старости может быть в размере 250% или 200% размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 названного закона.
Пенсия по старости в указанном размере устанавливается трем категориям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС: получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 п. 1 ст. 10); ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 2 п. 1 ст. 10); принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп. 3 п. 1 ст. 10).
Кроме того, пенсия в размере 250% социальной пенсии устанавливается гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм, позволяет сделать вывод о том, что для граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, но не являющихся инвалидами, размеры пенсии по старости определены быть не могут, если в соответствующих законах или других нормативных правовых актах не будет сделано специальной отсылки к той или иной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо отсылки на определенный абзац п. 1 ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, право на пенсию по старости по нормам Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» может быть признано только за теми лицам из числа рассматриваемой категории граждан, кто признан инвалидом вследствие ядерных испытаний.
Наличие у истца удостоверения, подтверждающего его статус гражданина из подразделений особого риска, как верно указал представитель ответчика, само по себе не подтверждает его право на назначение трудовой пенсии по старости по нормам Закона № 166-ФЗ, поскольку действующим законодательством установлены пределы предоставления льгот и компенсаций гражданам, из числа подразделений особого риска, в частности ч. 1 ст. 30 Закона № 1244-1 непосредственным участникам ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гончарова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено 7 октября 2019 г.