Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-611/2021 ~ М-516/2021 от 13.05.2021

Дело № 2-611/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 10 июня 2021 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Гатиатуллиной М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании произвести демонтаж бездействующего трубопровода, рекультивацию земельного участка, ранее занятого трубопроводом,

                     УСТАНОВИЛ:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с последующими уточнениями) к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж бездействующего межпромыслового нефтепровода ..., протяженностью ... метра, обязании в срок до дд.мм.гггг. (после завершения работ по демонтажу указанного бездействующего трубопровода) провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным трубопроводом.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки по заявлению Д. установлено наличие не демонтированного бездействующего межпромыслового нефтепровода ..., расположенного на на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», находящегося на балансе ответчика, выведенного из эксплуатации дд.мм.гггг..

Указанные обстоятельства создают опасность для объектов окружающей природной среды (лесной фонд, водные объекты), так как фактически данный нефтепровод является отходом, в теле трубопровода содержаться вредные для окружающей природной среды и для здоровья человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.), а также создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, постоянно или временно проживающих на территории МО МР «Печора» Республики Коми, на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в ... году на указанном бездействующем нефтепроводе происходили случаи разгерметизации, что влекло за собой причинение ущерба компонентам окружающей среды.

    В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска Лосиков Д.С., действующий на основании поручения Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры от дд.мм.гггг. , уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - Удот М.Г., действующая на основании доверенности, не согласилась с исковыми требованиями в части установления сроков на демонтаж нефтепровода и проведения на освобожденном участке рекультивации, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

    Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

    Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 2 Земельного Кодекса России земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Как следует из п. 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах», устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт «1» пункта 14 Правил).

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 25 Правил).

На основании договора аренды лесного участка от дд.мм.гггг. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в лице главного лесничего – руководителя ГУ РК «Вуктыльское лесничество» передал во временное пользование ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: ...; номер в государственном реестре , сроком с дд.мм.гггг. до дд.мм.гггг., для эксплуатации межпромыслового нефтепровода ... (л.д. 16-37).

В соответствии с договором аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от дд.мм.гггг. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в лице лесничего – руководителя ГУ РК «Сосногорское лесничество» передал во временное пользование ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» лесной участок, расположенный по адресу: ...; кадастровый номер участка , № в ГЛР ..., сроком с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., для эксплуатации межпромыслового нефтепровода ... (л.д. 38-50).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (части 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Положениями статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Согласно материалам дела, трубопровод ... состоит на балансе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Указанный бездействующий трубопровод был выведен из эксплуатации дд.мм.гггг., его протяженность составляет ... м, расположен на участке земель лесного фонда, арендуемом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по договорам , .

    Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми, выведя из эксплуатации указанный трубопровод (проходящий по землям лесного фонда), не приняло своевременные меры по демонтажу (ликвидации) рассматриваемого линейного объекта, его последующей утилизации и рекультивации земельного участка.

Частью 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ установлено, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

В силу п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

По смыслу приведенных норм рекультивация земель представляет собой одну из форм возмещения вреда, причиненного в результате деятельности лица, и направлена на восстановление плодородия почв посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Согласно п. 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ, порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 99, 100 Лесного кодекса РФ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Согласно пунктам 3 и 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

    Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы (п. 8 Правил).

    Учитывая, что в межпромысловом нефтепроводе ..., протяженностью ... м, который в настоящее время не эксплуатируется, содержатся вредные для окружающей природной среды и для организма человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.), создающие угрозу на благоприятную окружающую среду, угрозу причинения вреда окружающей природной среде, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

    При этом судом принимается во внимание, что ответчик не доказал, что ранее ... года не имеет возможности выполнить работы по демонтажу бездействующего межпромыслового нефтепровода, в связи с чем срок до дд.мм.гггг. суд находит соответствующим закону, так как фактически данный срок представляется разумным, как и заявленный истцом срок проведения рекультивации земельного участка – дд.мм.гггг..

Кроме того, при возникновении объективной невозможности для ответчика исполнить возложенную судом обязанность в установленный срок, данный вопрос может разрешаться в порядке ст. 203 ГПК РФ при предоставлении должником подтверждающих доказательств невозможности исполнения судебного решения.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального образования городской округ «Усинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании демонтировать бездействующий межпромысловый нефтепровод и провести рекультивацию земельного участка, - удовлетворить.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж бездействующего межпромыслового нефтепровода ..., протяженностью ... метров.

    Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. (после завершения работ по демонтажу бездействующего межпромыслового нефтепровода ...) провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным нефтепроводом.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021.

Председательствующий Л.В. Ларина

2-611/2021 ~ М-516/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
30.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее