Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,
с участием прокурора Галкиной А.Н.,
представителя административного истца Савватеевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-685/2021 по административному исковому заявлению Козлова П.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Козлов П.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия пункта 22148 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пункта 11754 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201, пункта 21223 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, в части включения нежилого здания с кадастровым номером №, указывая, что он является собственником нежилого здания – склад производственной базы с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 760,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данное нежилое здание по наименованию и его техническим характеристикам не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров, офисов, либо помещений, предназначенных для торговли, оказания услуг общественного питания. Фактическая площадь торгово-офисных помещений в здании составляет менее 20% от общей площади здания. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 11.03.2019 года № Савватеева Ю.Ю. в судебном заседании поддержала административный иск по изложенным выше основаниям.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку спорный объект недвижимости является складским зданием и расположен на земельном участке с разрешенным использованием «для дальнейшей эксплуатации холодного склада», что свидетельствует о том, что спорный объект недвижимого имущества предназначен для использования в целях размещения торговых объектов, и указывает на его правомерное нахождение в Перечнях в соответствии с п.4 ст.378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявления Козлова П.В. по вопросу исключения спорного объекта из Перечней на 2019-2021 годы был проведен осмотр, по результатам которого было установлено, что 20% от общей площади объекта используется для размещения торгово-офисных объектов.
Прокурор полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку, исходя из его технических характеристик, более 20% от общей площади здания занимают помещения с наименованием торговый зал.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018 года, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативные правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 22148 (2019 год), под пунктом 11754 (2020 год), под пунктом 21223 (2021 год) включен объект недвижимости – здание, наименование: склад производственной базы, назначение: нежилое, кадастровый номер №, общей площадью 760,1 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных о, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое здание на основании договора, удостоверенного нотариусом г.Тольятти Егоровой Г.В. 15.09.1997 года по реестру №, акта приемки законченного строительством объекта от 01.07.2003 года, распоряжения мэра г.Тольятти от 07.07.2003 года № принадлежит на праве собственности Козлову П.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2010 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.02.2021 года.
Согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Объект недвижимости - здание с кадастровым номером № имеет наименование – склад производственной базы, назначение: нежилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 2411, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, для иных видов жилой застройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2021 года.
Согласно техническому паспорту на здание – склад производственной базы, здание состоит из 1 этажа, общей площадью 760,1 кв.м., включает в себя помещения: туалеты, умывальники, комната приема пищи, раздевалка, кабинеты, коридоры, склады, тамбуры, торговые залы площадью 53,7 кв.м. и 265,1 кв.м. При этом наименование помещений «кабинеты» не тождественны наименованиям помещений «офисы».
Однако общая площадь торговых залов составляет 318,8 кв.м. (265,1 кв.м. + 53,7 кв.м.), что составляет 41,94% от общей площади здания. Сведений о том, что какие-либо изменения в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период вносились, суду не представлены.
С учетом того, что одним из критериев включения объекта недвижимости в Перечень является факт предназначения здания для использования в целях размещения торговых объектов, при этом: здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, принимая во внимание, что согласно техническому паспорту на объект недвижимости имеются два торговых зала общей площадью 318,8 кв.м., что составляет более 20% от общей площади здания, суд полагает, что нежилое здание с кадастровым номером № соответствовало критериям статьи 378.2 НК РФ на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Суд не принимает во внимание акт осмотра объекта недвижимого имущества от 22.12.2020 года, проведенного ГБУ СО «ЦРР», поскольку данный осмотр проведен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Доводы административного истца о том, что нежилое помещение предназначено и фактически используются под склад, фактически используемая площадь под офисы и торговлю составляет менее 20% от общей площади здания, не могут служить основанием для признания нормативных правовых актов недействующими, поскольку для включения объекта в Перечни достаточно одного из критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, совокупности критериев, предусмотренных этой статьей, не требуется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное нежилое здание обоснованно включено в оспариваемые Перечни, в удовлетворении заявленных требований Козлова П.В. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Козлова П.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов отказать.
Решение суда может быть обжаловано Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.05.2021 года.
Председательствующий: М.А.Панкова