Дело № 2-1758/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 ФИО1 к ФИО8 ФИО2 о признании ответчика прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратилась с иском (в редакции уточнения от ДД.ММ.ГГГГ) к ФИО10 о признании прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>Д, <адрес>, снятии с регистрационного учета. В обоснование указала, что ответчик является ее сыном, зарегистрирован в указанном жилом помещении с 2012 года. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу и ответчику в равных долях – по ? доли. С 2020 года ответчик с семьей выехал за пределы Российской Федерации и постоянно проживает в Черногории. Возвращаться и проживать в указанном жилом помещении ответчик не намерен, в связи с чем дал согласие на продажу своей доли в квартире, и на снятие с регистрационного учета по месту жительства. На территории Черногории не действует консульство РФ, в связи с чем ответчик не смог оформить заявление о снятии с регистрационного учета. Учитывая добровольное согласие ответчика, а также постоянное проживание в Черногории, снятие с регистрационного учета не нарушает его конституционные права.
Истец ФИО11 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.
Представитель истца – ФИО6 в судебном заседании участия не принимала, ранее в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Ответчик ФИО12. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, о чем представил соответствующее заявление.
Суд, исследовав представленные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего обоснованным в удовлетворении иска отказать, суд приходит к следующему.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьёй 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Аналогичное правило содержится в части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут бы признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>Д, <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности истцу ФИО13. и ответчику ФИО14. (по ? доли в праве), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 29-30).
Ответчик ФИО15. имеет регистрацию в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
Из искового заявления и пояснений представителя истца, установлено, что с 2020 года по настоящее время ответчик действительно не проживает в спорном жилом помещении. Вместе с тем, не проживание ответчика в спорном жилом помещении не является основанием для прекращения права собственника на имущество и, соответственно, права пользования жилым помещением. От права пользования спорным жилым помещением ФИО17. не отказывался, спорное недвижимое имущество является общей совместной собственностью истца и ответчика.
Заявление о признании исковых требований поступило от ответчика ФИО16. в суд на адрес электронной почты, а не в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по заполненной форме, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем считается поданным в ненадлежащей форме и не принимается судом.
При этом следует отметить, что прием документов в судах общей юрисдикции урегулирован Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36, а также Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21.06.2010 № 229.
Согласно пункту 2.10 Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21.06.2010 №229, не принимаются к рассмотрению обращения (запросы), содержащие вопросы, требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).
При таких обстоятельствах, поскольку заявление о признании иска является процессуальным обращением, поэтому подлежит подаче в суд в электронном виде только через личный кабинет пользователя сервиса «Электронное правосудие», доступного в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подача в суд обращений процессуального характера в электронном виде другими способами (электронной почтой) законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
При установленных судом обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленного истцом требования о признании ответчика прекратившим право пользования спорным жилым помещением, отсутствуют.
Разрешая требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета.
Вопросы снятия граждан с регистрационного учета регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Административный регламент).
Пунктом 54 Административного регламента установлено, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет:
- заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания (пункт 54.1),
- паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста) (пункт 54.2).
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) в период его нахождения за пределами Российской Федерации направляет почтовым отправлением из страны проживания заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия, подлинность его подписи на котором нотариально засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля (для государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов), за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Пунктом 90 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом:
- на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента;
- на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента;
- на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента;
- в форме электронного документа с использованием Единого портала.
Из приведенных правовых норм следует, что с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания гражданин вправе обратиться в миграционный орган лично, либо через своего законного представителя. Подача заявления через представителя, наделенного полномочиями в порядке статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом не предусмотрена. При этом, пунктом 55 Административного регламента установлен порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданина в период его нахождения за пределами Российской Федерации.
Из содержания иска и письменных пояснений ответчика следует, что ФИО18. пребывает за пределами Российской Федерации и лично в миграционный орган не обращался.
Поскольку истцом не представлено доказательств подачи заявления о снятии с регистрационного учета в порядке, предусмотренном пунктом 55 Административного регламента, а также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании ответчика прекратившим право пользования жилым помещением, в связи с чем требование о снятии гражданина с регистрационного учета не может быть заявлено как самостоятельное исковое требование, снятие с регистрационного учета возможно только при разрешении спора о праве на жилое помещение, разрешение которого определяет необходимость снятия или сохранения регистрации у гражданина.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО19 ФИО1 к ФИО20 ФИО2 о признании прекратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 01 июня 2023 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
Подлинный экземпляр подшит в гражданском деле № 2-1758/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2023-001497-29