Дело № 2-392/2023
УИД 41RS0002-01-2023-000476-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хилок, Забайкальский край 25 июля 2023 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Алтынниковой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Щегловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края в защиту интересов Сенцовой Светланы Евгеньевны к Муниципального бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Администрации муниципального района «Хилокский район», Комитету образования муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности профинансировать образовательное учреждение на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Хилокского района Лыгдынова А.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что по поступившему в прокуратуру района обращению Сенцовой С.Е. проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» (далее МБОУ ООШ № 12 г. Хилок).
Пунктом 5.3 Постановления Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7.497 руб.
Истец привел положения ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст. 22, 129, 132, 135, 144 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 1,4, 12. Закона Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», которым установлен перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений, куда включаются: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемы работ\. Надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования. А также в перечень стимулирующих выплат входит надбавка молодым специалистам в возрасте до 35 лет включительно, впервые заключившим трудовой договор с краевым учреждением в течение одного года после завершения обучения по основным профессиональным образовательным программам в имеющих государственную аккредитацию профессиональных образовательных организациях и (или/) образовательных организациях высшего образования, устанавливается надбавка в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Аналогичные положения содержаться в п. 2.3.6 Положения об оплате труда. Согласно п. 2.3.6.1 молодым специалистам устанавливается надбавка в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально отработанному времени, ставки заработной платы, исчисленной с учетом фактической нагрузки.
Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601, утверждена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической) работы 18 часов в неделю.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.
В системах оплаты труда педагогических работников, выполняющих с их письменного согласия педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы предусматривать порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
То же установлено пунктом 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год», (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г., протокол №11).
На основании абзаца 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять следует отдельно без учета других повышающих коэффициентов (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Полагает, что действующими нормами трудового права, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Положением об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 установлена стимулирующая выплата как надбавка молодым специалистам исходя из должностного оклада. Установление стимулирующей надбавки молодым специалистам является правом работодателя, однако не может быть произвольным, в нарушение Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данной надбавки без учета фактической нагрузки педагогов Учреждения.
Действующее трудовое законодательство обязывает работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях. Заработная плата работника зависит от количества и качества затраченного труда, должна быть направлена на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывая баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.
Сенцова С.Е. работает в МБОУ ООШ № 12 в должности учителя английского языка, ей на учебный 2022-2023 год ей установлена нагрузка в 21 час, что превышает норму часов учебной работы с 10.09.2021 года ей установлена ставка заработной платы в размере 7497 руб. с доплатой районного коэффициента и северной надбавки, ежемесячных надбавок, доплат и поощрительных выплат, а с 30.08.2022 года установлена ставка в размере 7597.00 руб. Сенцовой С.Е. установлена доплата молодому специалисту в размере 20 % к должностному окладу.
Согласно представленных материалов о начислении и выплате стимулирующих выплат Сенцовой С.Е. выплата за 2022-2023 за молодого специалиста начислялась из расчета ставки, а не за фактическую нагрузку. Всего за период с 01.09.2022 по 31.05.2023 года Сенцовой С.Е. не начислена и не выплачена выплата за молодого специалиста (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере 3556,56 рублей.
Полагает, что Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 противоречат действующему законодательству и лишают работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности образовательного учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера за молодого специалиста с учетом фактической нагрузки. Такие условия труда являются дискриминационными по отношению к этому работнику при оплате его труда.
В соответствии с разделом 6 Устава МБОУ ООШ № 12 г. Хилок финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется на счет средств учредителя. Указала, что в соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств учредителя, которым является администрация муниципальный район «Хилокский район».
Просит суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в пользу Сенцовой С.Е. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.09.2022 года по 31.05.2023 года в сумме 3556 руб. 56 коп. и обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» в случае недостаточности финансирования у образовательного учреждения, профинансировать МБОУ ООШ № 12 г. Хилок денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Сенцовой С.Е. за период с 01.09.2022 года по 31.05.2023 года в сумме 3556 руб. 56 коп.
В ходе рассмотрения дела истец, произвел новый расчет и уточнил исковые требования. Окончательно просил суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в пользу Сенцовой С.Е. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.09.2022 года по 30.06.2023 года в сумме 3996 руб. 46 коп. и в случае недостаточности финансирования у МБУО ООШ № 12 г. Хилок, обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район», МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать выплату Сенцовой Светлане Евгеньевне по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.07.2022 года по 30.06.2023 года в сумме 3996 руб. 46 коп.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дондокова А.А. уточненные исковые требования поддержала по доводом искового заявления с учетом представленного нового расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Материальный истец Сенцова С.Е. в судебное заседание не явилась, направила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчики МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район», Администрация муниципального района «Хилокский район» извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, своих представителей не направили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
От представителя Министерства финансов Забайкальского края Е.Ю.Никишаевой, действующей на основании доверенности, поступил отзыв на исковое заявление, в котором указала, что при установлении судом обоснованности требований на взыскание задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате следует производить с образовательного учреждения, а в случае недостаточности финансирования - за счет средств бюджета муниципального района «Хилокский район».
От представителя Министерства образования и науки Забайкальского края Т.В.Ивановой поступил отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абз. 7 ст. 2 ТКРФ).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч.1 ст. 9 ТК РФ).
Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. (обз.5 ч.1 ст. 21 ТК РФ)
Статьей 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Судом из материалов дела установлено, что Сенцова С.Е. на основании трудового договора от 10.09.2021 года принята на работу с 10.09.2021 года в МБОУ ООШ № 12 г. Хилок на должность учителя английского языка по основному месту работы на неопределенный срок. Разделом 4 Трудового договора Сенцовой С.Е. установлены: ставка заработной платы в месяц-7497 руб. и выплаты компенсационного характера: 40% - районный коэффициент, 30% - северная надбавка, 10% - за проверку тетрадей, 20% - доплата молодому специалисту, 25% - классное руководство, 5000 рублей – ежемесячное вознаграждение за классное руководство. Разделом 5 Договора Сенцовой С.Е. установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку) – 72 часа ( 18 часов в неделю). (л.д.12-16).
Дополнительным соглашением от 30.08.2022 года к трудовому договору, истице Сенцовой С.Е. установлен должностной оклад в месяц7497 руб., доплаты: 100 руб. - за обеспечение книгоиздательской литературы; 20% за работу с детьми ОВЗ; 10% - за проверку тетрадей; 20% - доплата молодому специалисту; 70% - районный коэффициент; 3926,06 руб. - доплата до МРОТ, всего в месяц 25974, 30 руб. (л.д.17).
Приказом от 01.09.2022 года № 60 Сенцовой С.Е. учителю английского языка, стаж 1 год, установлена доплата молодому специалисту в размере 20%.(л.д.29)
Согласно тарификационному списку с 01.09.2022 года Сенцовой С.Е. установлено 84 часа учебной нагрузки в месяц, оклад из фактической нагрузки – 8862,84 руб., надбавка молодому специалисту - 20% в сумме 1519,40 руб., надбавка за работу с детьми с ОВЗ в размере 20% - 84,41 руб.; надбавка за проверку тетрадей – 10% в сумме 886,28 руб. Всего в месяц без районного регулирования – 15279,00 руб., с районным регулированием – 25974,30 руб. (л.д.26-27).
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1 Закон Забайкальского края от 09.04.2014 N 964-ЗЗК"Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края ( ч.2).
В соответствии со статьями 2, 6, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N 382 (ред. от 07.10.2022) "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края".
Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края. Пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7 497 руб.
В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования, надбавка молодым специалистам.
Молодым специалистам, являющимся лицами в возрасте до 35 лет включительно, впервые заключившим трудовой договор с краевыми учреждениями в течение одного года после завершения обучения по основным профессиональным образовательным программам в имеющих государственную аккредитацию профессиональных образовательных организациях и (или) образовательных организациях высшего образования, устанавливается надбавка в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы. ( ч.1 ст. 12 Закона Забайкальского края № 964-ЗЗК).
Пунктом 2.3.3 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, утвержденного Приказом директора образовательного учреждения № 48 от 05.06.2022 года (далее Положение об оплате труда), работника учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе: надбавка молодым специалистам. (л.д.47)
Согласно пункту 2.3.6.1 Положения об оплате труда, молодым специалистам, являющимся лицами в возрасте до 30 лет, впервые заключившим трудовой договор с муниципальной образовательной организацией в течение одного года после окончания имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, устанавливается надбавка в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально отработанному времени, ставки заработной платы, исчисленной с учетом фактической нагрузки.
В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.
Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее – Приказ № 1601) учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.
Пункт 1.1 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г. Хилок предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол N 11, определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Согласно пунктов 2.1 и 2.2. раздела II «Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения» Приложения 2 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204), предусмотрено, учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отдельной категории учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что
надбавка молодым специалистам относится к выплатам стимулирующего характера, которые устанавливаются работодателем по своему усмотрению. Однако, установление таких выплат не должно идти в разрез действующему трудовому законодательству, Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данной надбавки без учета фактической нагрузки педагогов образовательного учреждения.
Как указано выше Положение об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок установлена надбавка молодым специалистам в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально отработанному времени, ставки заработной платы, исчисленной с учетом фактической нагрузки.
Из представленных расчетных листков Сенцовой С.Е. усматривается, что выплата надбавки молодым специалистам производилась из расчета ставки заработной платы. А не из фактической нагрузки. (л.д.28-36).
Следовательно, порядок исчисления надбавки молодым специалистам, определенный в Положении об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок противоречит действующему законодательству, противоречит Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данных надбавок без учета фактической нагрузки педагогов учреждения.
Абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.
По существу порядок начисления надбавки молодым специалистам на ставку заработной платы исходя из 18 часов нормы часов учебной нагрузки в неделю, лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что истцом заявлены требования о взыскании задолженности по заработной плате с учетом надбавки молодым специалистам, исчисленных исходя из объема фактической нагрузки, то в данной части исковые требования являются обоснованными.
Истцом суду вместе с уточненными исковых требований представлен подробный расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы Сенцовой С.Е. за период с 01.07.2022 года по 30.06.2023 года. Учитывая, что Сенцова С.Е. в июле, августе 2022 находилась в отпуске, что отражено в представленном расчете, расчет фактически истцом произведен с 01.09.2022 года по 30.06.2023 года. Суд полагает, истцом ошибочно указано начало периода с 01.07.2022 года.
Судом данный расчет проверен, является правильным, поскольку произведен в
соответствие с вышеприведенными нормами трудового законодательства и на основе представленных суду доказательств, в том числе расчетных листков за период с сентября 2022 года по июнь 2023 года включительно. Кроме того, сумма, указанная истцом в уточненных исковых требованиях фактически является суммой недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.09.2022 года по 30.06.2023 года. Суд соглашается с данным расчетом, принимает его в качестве допустимого по делу доказательства.
Учитывая, что начисление и выплата истице заработной платы в меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством размере, является нарушением трудовых прав истицы.
Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика МБОУ ООШ № 12 г. Хилок недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.09.2022 года по 30.06.2023 года в размере 39996 руб. 46 коп., поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 г. Хилок является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем является Администрация муниципального района «Хилокский район».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" утверждены Методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", Методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Порядок предоставления субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Согласно указанному порядку субвенции, выделяемые из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направляются на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Таким образом, финансирование расходов ответчика МБОУ ООШ № 12 г. Хилок на оплату труда работников осуществляется из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет поступивших в бюджет муниципального района из бюджета Забайкальского края субвенций. Поэтому Администрация муниципального района «Хилокский район» как исполнительно-распорядительный орган муниципального района «Хилокский район» обеспечивает финансирование образовательного учреждения на выплату заработной платы.
В соответствии с п.1 ст. 158 БК РФ, Решением Совета муниципального района «Хилокский район» созыва 2022-2027 г.г. от 27.12.2022 г. № 08.38 главным распорядителем бюджетных средств муниципального района «Хилокский район» по финансированию муниципальных образовательных учреждений является МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район».
Таким образом, МБОУ ООШ № 12 г. Хилок обеспечивает выплату заработной платы работникам за счет финансирования Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Комитетом образования муниципального района «Хилокский район», как главным распорядителем бюджетных средств, из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет субвенций из бюджета Забайкальского края, в связи с чем, на ответчиках – Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район», лежит обязанность по финансированию МБОУ ООШ № 12 г. Хилок для исполнения им обязанности по выплате взысканной судом недоначисленной заработной платы. Следовательно, обязанность по финансированию образовательного учреждения на выплату недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы следует возложить на ответчиков: Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район».
В пользу истца взысканные судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 3996,46 руб. указаны без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащих взысканию сумм противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда налоговым агентом -МБОУ ООШ № 12 г. Хилок.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор и истец на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчики – Администрация муниципального района «Хилокский район», Комитет образования муниципального района «Хилокский район» на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Ответчик – МБОУ ООШ № 12 г. Хилок от уплаты государственной пошлины не освобожден. На основании изложенного, учитывая требования п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Хилокского района удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» в пользу Сенцовой Светланы Евгеньевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.09.2022 года по 30.06.2023 года в размере 3996 (три тысячи девятьсот девяносто шесть) рублей 46 копеек.
При недостаточности финансовых средств у учреждения, обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Сенцовой Светлане Евгеньевне в размере 3996 (три тысячи девятьсот девяносто шесть) рублей 46 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно.
Судья Е.М.Алтынникова
Решение принято в окончательной форме 04 августа 2023 года.