Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-13/2023 от 19.10.2023

УИД №42MS0113-01-2022-005005-40

Дело №11-13/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

       г. Кемерово                                                                    18 декабря 2023 года

     Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе

     председательствующего судьи Почекутовой Ю.Н.

     при помощнике судьи Степиной М.В.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениях к ней Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа на решение мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 15 мая 2023 года по делу по иску Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа к Фоменко Елене Владимировне о взыскании излишне выплаченной компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг

                                                УСТАНОВИЛ:

          Истец - Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа обратился в суд с иском к Фоменко Е.В. о взыскании излишне выплаченной компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг.

Требования мотивирует тем, что в соответствии со ст.5 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг" Управлением социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа (далее - Управление) Фоменко Елене Владимировне с 01.07.2010 назначена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе, по оплате за приобретение и доставку угля, по категории «сельский специалист - «Медицинский и фармацевтический работник», на том основании, что ответчик работала в МУЗ «Центральная районная больница Кемеровского района» в должности акушера-заведующей.

30.01.2020 ответчиком направлено заявление о перерасчете ежемесячной компенсации в связи с изменением набора ЖКУ (капитальный ремонт). На основании решения Управления от 30.01.2020 ответчику назначена компенсация по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по категории «Медицинский и фармацевтический работник» с 01.02.2020 по 31.01.2022 за: содержание и ремонт; капитальный ремонт; электроснабжение в домах сельских специалистов; центральное теплоснабжение, в общей сумме 2 647,91 рублей с численностью граждан, зарегистрированных в количестве - 2 человека.

        12.10.2021 ответчик обратилась в Управление с заявлением о прекращении выплаты ей компенсации, в связи с переездом и представила справку с места жительства об изменившемся составе семьи от 11.10.2021 №1011, выданную Ясногорским территориальным управлением администрации Кемеровского муниципального округа, в которой увеличен состав семьи на 2 человека: ФИО1 (сын, регистрация по месту жительства с 11.06.2020), ФИО2 (внучка, регистрация по месту жительства с 27.10.2020).

При изучении данных документов, Управлением выявлен факт несоответствия реальной численности проживающих в жилом помещении с указанной ответчиком в заявлении о получении соответствующих компенсаций.

В соответствии с п. 8.11 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 № 571 «Об утверждении Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат» граждане, имеющие право на получение компенсации, обязаны сообщить уполномоченному органу о наступлении следующих обстоятельств: об изменении правого основания владения и (или) пользования жилым помещением; об изменении состава семьи и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении; об изменении места жительства (места пребывания); об утрате основания предоставления мер социальной поддержки; о назначении иных выплат по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, а также о назначении в отношении иного жилого помещения компенсации и (или) иных выплат по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги. Сведения об указанных обстоятельствах представляются гражданином в уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней со дня их наступления. Однако ответчик Фоменко Е.В. свою указанную обязанность не исполнила, своевременно (в течение 10 рабочих дней) о регистрации других членов семьи, проживающих в жилом помещении, на которое начисляется вышеуказанная компенсация, не сообщила.

    На основании п.п. 7.1.2 п. 7 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 № 571 «Об утверждении Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат» при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении, перерасчет размера компенсации осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное изменение. В случае если право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг распространяется на членов семьи, которые стали проживать в жилом помещении, перерасчет размера компенсации с учетом таких членов семьи осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином представлены соответствующие документы. К документам, подтверждающим совместное проживание с гражданином, относятся документы, выданные органами регистрационного учета, удостоверяющие сведения о месте жительства (месте пребывания).

    В связи с чем, Управлением вынесено решение от 12.10.2021 № 675 о прекращении выплаты компенсации в отношении Фоменко Елены Владимировны с 01.11.2021.

    Ввиду того, что Фоменко Е.В. своевременно не сообщила об изменении численности граждан, проживающих в соответствующем жилом помещении, Управлением ответчику выплачена излишняя сумма компенсации по оплате за: жилье с 01.07.2020 по 31.10.2021 в сумме 7 109,40 рублей; капитальный ремонт с 01.07.2020 по 31.10.2021 в сумме 2 617,18 рублей; электроснабжение с 01.07.2020 по 31.10.2021 в сумме 503,28 рублей; теплоснабжение с 01.07.2020 по 31.10.2021 в сумме 9327,13 рублей; холодную воду ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 в сумме 20,66 рублей; горячую воду ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 в сумме 64,98 рублей; отведение сточных вод ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 в сумме 23,28 рублей; электроэнергии на ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 в сумме 64,46 рублей, в общей сумме в сумме 19 730,37 рублей.

    Управлением неоднократно были направлены уведомления ответчику об образовавшейся переплате и о необходимости явиться для решения вопроса добровольного возмещения излишне выплаченной компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг, однако ответчик Фоменко Е.В. на данные полученные уведомления должным образом не отреагировала, по приглашению не явилась.

    Согласно служебной записки начальника отдела льгот по ЖКХ Управления ФИО3 11.11.2021 и 13.01.2022 Фоменко Е.В. на приеме получила разъяснения о необходимости возврата излишне выплаченной ей компенсации, но заявление на погашении переплаты написать отказалась. 19.04.2022 по заявлению Фоменко Е.В. в Управлении была ознакомлена с материалами дела о предоставлении ей соответствующих компенсаций и расчетами переплат.

    Неправомерное получение вышеуказанной компенсации допущено по вине ответчика ввиду неисполнения возложенной обязанности - в установленные законодательством сроки сообщить в уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение (изменение) предоставления компенсации. Таким образом, своими действиями ответчик причиняет ущерб бюджетной системе Российской Федерации.

    В связи с чем, истец – Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа просит взыскать с Фоменко Е.В. излишне выплаченную компенсацию по оплате услуг ЖКХ в сумме 19 730 рублей 37 копеек.

    Решением мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 15.05.2023 исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа к Фоменко Е.В. о взыскании излишне выплаченной компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг – оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, начальник Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа – Бочагова С.В. просит решение мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 15.05.2023 отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа – удовлетворить.

    Считает решение мирового судьи незаконным и не обоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права, что нарушает права и законные интересы истца, наносит вред бюджетной системе Российской Федерации.

Указала, что ответчик Фоменко Е.В., в нарушение п.8.11 Положения не сообщила уполномоченному органу о регистрации других членов семьи, проживающих в жилом помещении, на которое начисляется вышеуказанная компенсация.

Данный факт указывает на виновное поведение ответчика, послужившее причиной образовавшейся переплаты компенсационных выплат в общей сумме 19 730 рублей 37 копеек.

Истец, ссылаясь также на положения ст.1102 ГК РФ, указывает, что представленные стороной истца доказательства, подтверждающие обстоятельства неправомерного получения Фоменко Е.В. мер социальной поддержки достоверно свидетельствуют об обоснованности исковых требований.

Однако, до настоящего времени нарушенные права истца не восстановлены, ущерб бюджетной системе Российской Федерации в виде излишне выплаченной ответчику денежной компенсации не возмещен, ввиду неверной оценки обстоятельств дела судом первой инстанции.

В дополнениях к апелляционной жалобе, начальник Управления обращает внимание на то, что мировым судьей неверно установлены обстоятельства дела. Так, на момент обращения в суд с настоящим иском, ответчик Фоменко Е.В. медицинским работником не являлась, 12.11.2023 заявления об изменении состава семьи начальнику управления социальной защиты не представляла.

Также выражает свое несогласие с выводами суда в части того, что истцом не представлено сведений о порядке расчета задолженности, документов и инструкций, регламентирующих расчет взыскиваемой задолженности.

Истцом неоднократно указывалось в судебных заседаниях о пропорциональном порядке начисления соответствующей компенсации в зависимости от количества зарегистрированных лиц и общей площади жилого помещения. Между тем, суд обосновывает размер рассматриваемой компенсации равным 100% начисленных сумм, независимо от количества проживающих.

Ответчиком Фоменко Е.В. принесены Возражения на апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа, в которых она просит отказать Управлению в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагала, что компенсация предоставляется ей и членам её семьи независимо от количества, проживающих в жилом помещении. Кроме того, указала, что не согласна с произведенным Управлением расчетом компенсации.

В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа – Вдовин А.Н., действующий на основании доверенности от 15.11.2022 , сроком на 3 года (л.д.172), доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Суду пояснил, что в соответствии с п.3.3 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 №571 «Об утверждении Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат» для назначения уполномоченным органом компенсации требуется, в том числе копии документов членов семьи, проживающих совместно с гражданином по месту его жительства.

В соответствии с п.6.1 Положения, размер компенсации определяется с учетом положений нормативных правовых актов, указанных в п.1.2 настоящего Положения, и рассчитывается на основании документов, предусмотренных п.3.3 настоящего Положения.

На основании подп. 7.1.2 Положения, при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении, перерасчет размера компенсации осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное изменение. При этом, в случае если право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг распространяется на членов семьи, которые стали проживать в жилом помещении, перерасчет размера компенсации с учетом таких членов семьи осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином представлены документы, указанные в подпунктах 3.3.6 - 3.3.8 настоящего Положения.

    В судебном заседании ответчик Фоменко Е.В. просила решение мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского судебного района оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа – без удовлетворения. Полностью поддержала доводы, изложенные в письменных Возражениях на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, суд приходит к следующему.

         Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

         Статья 11 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.

Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Указанным требованиям обжалуемое решение мирового судьи не отвечает, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения мирового судьи с принятием по делу нового решения.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, Фоменко Е.В. в период с 15.04.1997 по 01.04.2022 была зарегистрирована и проживала по <адрес>.

22.10.2008 Фоменко Е.В. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района с заявлением, в котором просила, начиная с 01.07.2010 предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством для медицинских работников в форме компенсационной выплаты. На момент обращения с заявлением имеет состав семьи: ФИО4 (дочь), ФИО1 (сын) (л.д.7).

Фоменко Е.В. с 01.07.1999 работала в МУЗ «Центральной районной больнице Кемеровского района» в должности акушерки-заведующей Мазуровским фельдшерско-акушерским пунктом (л.д.11).

По результатам рассмотрения заявления Фоменко Е.В. было принято решение о назначении ей с 01.07.2010 ежемесячной компенсационной выплаты по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по категории «сельский специалист – «Медицинский и фармацевтический работник» (л.д.8).

30.01.2020 Фоменко Е.В. обратилась в УСЗН администрации Кемеровского муниципального района с заявлением о перерасчете ежемесячной компенсации в связи с изменением набора ЖКУ (капитальный ремонт) (л.д.12).

На основании решения УСЗН Кемеровского муниципального района №103 от 30.01.2020 Фоменко Е.В. была назначена компенсация по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по категории «Медицинский и фармацевтический работник» с 01.02.2020 по 31.01.2022 за: содержание и ремонт; капитальный ремонт; электроснабжение в домах сельских специалистов; центральное теплоснабжение, в общей сумме 2 647,91 рублей с численностью граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расположенном по <адрес>, в количестве - 2 человека, общая и жилая площади жилого помещения составляют 48,37 кв.м. (л.д.13, 14).

12.10.2021 Фоменко Е.В. обратилась в Управление с заявлением о прекращении выплаты ей компенсации, в связи с переездом и представила справку с места жительства об изменившемся составе семьи от 11.10.2021 №1011, выданную Ясногорским территориальным управлением администрации Кемеровского муниципального округа, в которой увеличен состав семьи на 2 человека: а именно, кроме Фоменко Е.В. и ФИО4 (дочь), в жилом помещении, расположенном по <адрес> на регистрационном учете состояли – сын ФИО1 (регистрация по месту жительства с 11.06.2020), внучка - ФИО2 (регистрация по месту жительства с 27.10.2020) (л.д.16).

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В Кемеровской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются Законом Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг».

Компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами.

Расчет вышеуказанной компенсации производится в соответствии с Положением о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2008 N 571.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг» медицинским и фармацевтическим работникам предоставляется компенсация расходов на оплату: 1) жилых помещений в размере 100 процентов: платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); 2) коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за электрическую энергию исходя из стоимости 7 киловатт-часов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год на семью, но не более 500 киловатт-часов в год; платы за тепловую энергию; платы за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, но не более 5 тонн угля или 15 кубометров дров на семью и транспортные услуги для доставки этого топлива, не более одного раза в год - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 1, абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также членам семей, совместно проживающим с медицинскими или фармацевтическими работниками (ч.2).

В соответствии с п. 3.3 Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, для назначения уполномоченным органом компенсации требуется, в том числе копии документов членов семьи, а также, если имеются, копии документов на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье, проживающего совместно с гражданином по его месту жительства.

К документам, подтверждающим совместное проживание с гражданином, относятся документы, выданные органами регистрационного учета, удостоверяющие сведения о месте жительства (месте пребывания), решение суда об установлении факта места жительства, акт о временно проживающих гражданах в жилом помещении, составленный организацией ЖКХ.

Документы, указанные в настоящем подпункте, подтверждающие совместное проживание с гражданином, выданные органами регистрационного учета, представляются гражданином по собственной инициативе.

Согласно пункту 4.9 Положения основаниями для вынесения решения об отказе в назначении компенсации являются в том числе непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения размер компенсации определяется с учетом положений нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, и рассчитывается на основании документов, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего Положения, и сведений, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, с учетом положений абзаца второго настоящего пункта.

На основании подпункта 7.1.2 Положения при изменении состава семьи гражданина и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении, перерасчет размера компенсации осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное изменение. В случае если право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг распространяется на членов семьи, которые стали проживать в жилом помещении, перерасчет размера компенсации с учетом таких членов семьи осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином представлены соответствующие документы. К документам, подтверждающим совместное проживание с гражданином, относятся документы, выданные органами регистрационного учета, удостоверяющие сведения о месте жительства (месте пребывания).

В соответствии с п. 8.11 Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, граждане, имеющие право на получение компенсации, обязаны сообщить уполномоченному органу о наступлении следующих обстоятельств: об изменении правового основания владения и (или) пользования жилым помещением; об изменении состава семьи и (или) численности граждан, проживающих в жилом помещении; об изменении места жительства (места пребывания); об утрате основания предоставления мер социальной поддержки; о назначении иных выплат по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, а также о назначении в отношении иного жилого помещения компенсации и (или) иных выплат по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги. Сведения об указанных обстоятельствах представляются гражданином в уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней со дня их наступления.

Между тем, как указывает истец, ответчик Фоменко Е.В., в нарушение п.8.11 Положения, свою обязанность не исполнила, своевременно, в течение 10 рабочих дней о регистрации других членов семьи, проживающих в жилом помещении, на которое начисляется вышеуказанная компенсация, не сообщила, что не оспаривалось Фоменко Е.В. в ходе судебного разбирательства. При этом, Фоменко Е.В. суду пояснила, что она была поставлена в известность о необходимости предоставления в УСЗН администрации Кемеровского муниципального округа информации об изменении состава семьи.

          В соответствии с п.8.12 вышеназванного Положения, суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину, не могут быть с него взысканы, за исключением следующих случаев: предоставления компенсации в завышенном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете компенсации; недобросовестности со стороны получателя (представление заявления и документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие обстоятельств, влияющих на получение компенсации, указанных в пункте 8.11 настоящего Положения, и (или) нарушение срока представления сведений об указанных обстоятельствах, установленного пунктом 8.11 настоящего Положения).

В судебном заседании представитель истца указал, что Фоменко Е.В., как медицинскому работнику, и членам семьи, совместно с ней проживающих, ежемесячно с 01.07.2020 по 31.10.2021 назначалась и выплачивалась компенсация по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в долях от численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, по <адрес>

Указал, что компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет: V (объем потребленных услуг) / N (количество зарегистрированных совместно проживающих членов семьи). Вся информация о членах семьи льготника заносится специалистами Управления в базу АСП «Тула» (вкладка «жилищные условия», вкладка «группы»).

Настройки АСП «Тула», алгоритм выполнения расчета (перерасчета), в том числе относительно компенсаций Фоменко Е.В. и излишне выплаченных ей сумм произведен Управлением на основании методических рекомендаций и консультаций Министерства социальной защиты населения Кузбасса.

Решением №675 от 12.10.2021 УСЗН администрации Кемеровского муниципального района было принято решение о прекращении выплаты Фоменко Е.В. компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг с 01.11.2021 (л.д.17).

В результате перерасчета, в связи с несвоевременным сообщением об изменении состава семьи, образовалась переплата в размере 19 730 рублей 37 копеек, при этом излишне выплаченная компенсация с 01.07.2020 по 31.10.2021 по оплате жилья составила - 7 109,40 рублей; капитального ремонта - 2 617,18 рублей; электроснабжения - 503,28 рублей; теплоснабжения - 9 327,13 рублей; холодного водоснабжения на ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 - 20,66 рублей; горячего водоснабжения на ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 - 64,98 рублей; на оплату отведения сточных вод на ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 - 23,28 рублей; на оплату электроэнергии на ОДН с 01.08.2021 по 31.10.2021 - 64,46 рублей.

Разрешая заявленный спор, мировой судья исходил из того, что истцом при применении порядка расчета задолженности, не дана оценка ст.5 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг», согласно которой медицинским и фармацевтическим работникам предоставляется компенсация расходов на оплату: жилых помещений в размере 100%, а также коммунальных услуг в размере 100%.

Кроме того, мировой судья указал, что истцом не представлено сведений о порядке расчета задолженности, не представлено документов и инструкций, регламентирующих расчет взыскиваемой задолженности именно с занимаемой каждым членом семьи площади жилого помещения.

Между тем, с указанным выводами мирового судьи нельзя согласиться, ввиду следующего.

Истцом УСЗН Администрации Кемеровского муниципального округа представлен расчет излишне выплаченной компенсации Фоменко Е.В. льгот по ЖКХ за период с 01.07.2020 по 31.10.2021 (л.д.18-22).

Кроме того, представленными истцом в суде апелляционной инстанции Протоколами размера компенсаций, начисленных до перерасчета и после перерасчета (л.д.204-237), подтверждаются доводы истца о том, что Фоменко Е.В., ввиду не предоставления сведений об изменении состава семьи, была излишне выплачена компенсация за оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.07.2020 по 31.10.2021 в размере 19 730 рублей 37 копеек.

Кроме того, как следует из пояснений допрошенной в судебном заседании по ходатайству представителя истца свидетеля ФИО3 – начальника отдела льгот по ЖКХ УСЗН администрации Кемеровского муниципального округа, ответчику Фоменко Е.В., в соответствии со ст.5 Закона Кемеровской области от 17.01.2005 №2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг» предоставлена компенсация расходов на оплату в размере 100%: жилых помещений; коммунальных услуг (электрическую и тепловую энергию); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Размер положенной Фоменко Е.В. компенсации меняется в зависимости от прописанных в жилом помещении членов семьи. В случае сообщения Фоменко Е.В. об изменении состава семьи, компенсация ей также положена в размере 100%, в случае не предоставлении указанных сведений, производится перерасчет размера компенсации, поскольку отсутствуют документы на указанных членов семьи, о которых Фоменко Е.В. не сообщила в Управление.

Расчет компенсации в базе АСП «Тула» производится в соответствии с количеством членов семьи, на которых распространяется либо не распространяется компенсация (в случае отсутствия документов на членов семьи либо представленных в Управление несвоевременно).

    Судом также установлено, что Фоменко Е.В. на приеме в УСЗН администрации Кемеровского муниципального округа 11.11.2021 и 13.01.2021 было разъяснено о необходимости возврата переплаты компенсации (л.д.27), а также 01.11.2021, 01.12.2021, 14.01.2022 направлены письменные уведомления по месту её жительства (л.д.28, 29, 30), однако, до настоящего времени излишне выплаченная компенсация в размере 19 730 рублей 37 копеек Фоменко Е.В. не возвращена.

    С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы мирового судьи о том, что размер компенсации, выплачиваемой Фоменко Е.В., как медицинскому работнику, не зависит от количества проживающих лиц, являются неверными.

    Напротив, в соответствии с Положением по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, размер компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг медицинскому работнику рассчитывается, в том числе, исходя из количества членов семьи, совместно проживающим с гражданином.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей неправильно применены нормы Положения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 №571.

        Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверным выводам и неправильному применению норм материального права.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отмене постановленного решения мирового судьи от 15.05.2023 и принятию нового решения об удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа о взыскании с Фоменко Е.В. излишне выплаченной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.07.2020 по 31.10.2021 в размере 19 730 рублей 37 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем, с ответчика Фоменко Е.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 789 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК РФ, суд

                                                   ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 15 мая 2023 года – отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа к Фоменко Елене Владимировне о взыскании излишне выплаченной компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг – удовлетворить.

Взыскать с Фоменко Елены Владимировны, <данные изъяты>, в пользу Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа (ИНН 4234001800) излишне выплаченную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.07.2020 по 31.10.2021 в размере 19 730 рублей 37 копеек.

Взыскать с Фоменко Елены Владимировны, <данные изъяты>, в доход Кемеровского муниципального бюджета государственную пошлину в размере 789 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.12.2023.

          Председательствующий:                                           Ю.Н. Почекутова

11-13/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Управление социальной защиты населения АКМО
Ответчики
Фоменко Елена Владимировна
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Почекутова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
kemerovsky--kmr.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
19.10.2023Передача материалов дела судье
17.11.2023Подготовка дела (собеседование)
17.11.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
08.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее