Дело №7-156(2)/2022
Судья Дюльдина А.И.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 13 апреля 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Кругловой А.Н. на решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области Кругловой А.Н. от 29 сентября 2021 года администрация Тамбовского района Тамбовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, главой администрации Тамбовского района Тамбовской области подана жалоба, в которой просит указанное постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2021 года названное постановление должностного лица отменено. Дело возвращено должностному лицу в связи с существенными нарушениями ч. 4.1, ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
В жалобе в вышестоящий суд, должностное лицо просит указанное решение судьи отменить и вынести новый судебный акт, отказав заявителю в удовлетворении жалобы.
Указывает, что требование судебного пристава-исполнителя о явке представителя администрации Тамбовского района Тамбовской области 14 сентября 2021 года для составления протокола об административном правонарушении было вручено должнику 13 сентября 2021 года согласно штампу входящей корреспонденции. Таким образом, должностным лицом были приняты меры для надлежащего уведомления должника.
Кроме того, должностным лицом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы.
Считает, что срок не пропущен, решение судьи районного суда было передано судебному приставу-исполнителю 11 января 2022 года. Жалоба на данный судебный акт первоначально была подана в отделение почтовой связи 13 января 2022 года. Однако, определением судьи Тамбовского областного суда от 28 февраля 2022 года оставлена без рассмотрения.
Рассматривая ходатайство должностного лица о восстановлении срока обжалования решения судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2021 года, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Как указано в ходатайстве заявителя, решение судьи районного суда было передано судебному приставу-исполнителю 11 января 2022 года. Данных о вручении копии судебного акта судебному приставу – исполнителю в иную дату в материалах дела не содержится. Оснований не доверять данному доводу должностного лица, не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, прихожу к выводу об удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении срока обжалования судебного акта.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как видно из материалов дела, решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 31 августа 2017 года по административному делу по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги «Каспий» - подъезд к с. Красная Криуша протяженностью 1,8 км, установлена обязанность администрации Тамбовского района Тамбовской области произвести ремонтные работы на указанной автомобильной дороге в соответствии с требованиями технических регламентов в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
18 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ***.
20 октября 2020 года судебными приставом-исполнителем был составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
10 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику было выставлено требование № *** о необходимости явиться 14 сентября 2021 года в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное требование вручено должнику 13 сентября 2021 года согласно штампу о принятии корреспонденции.
14 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен административный протокол по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ в отсутствии представителя администрации Тамбовского района Тамбовской области.
29 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации Тамбовского района Тамбовской области.
При рассмотрении жалобы администрации Тамбовского района Тамбовской области на постановление должностного лица от 29 сентября 2021 года, судьей районного суда сделан вывод о ненадлежащем извещении заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 14 сентября 2021 года, в связи с чем указанное постановление отменено, дело направлено должностному лицу на новое рассмотрение.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
При вынесении решения судьей районного суда был принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что требование о явке судебного пристава-исполнителя от 10 сентября 2021 года поступило в администрацию Тамбовского района Тамбовской области 13 сентября 2021 года, однако зарегистрировано было 14 сентября 2021 года за входящим номером ***, то есть в день составления протокола об административном правонарушении.
Согласно предоставленной в суд первой инстанции инструкции по делопроизводству в администрации Тамбовского района Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации района от 15 июля 2011 года № ***, письменные обращения, поступившие в администрацию района после 15 часов 00 минут, регистрируются муниципальными служащими отдела по обращению граждан администрации района следующим днем.
Вместе с тем, материалы дела не содержат достоверных данных о том, что требование судебного пристава-исполнителя от 10 сентября 2021 года поступило в администрацию Тамбовского района Тамбовской области 13 сентября 2021 года после 15 часов 00 минут.
Данные обстоятельства судьей районного суда не исследовались.
Кроме того, закон не ставит порядок исчисления процессуальных сроков в зависимость от внутреннего порядка документооборота, установленного в организации (учреждении), что также не было учтено судьей районного суда.
Таким образом, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Тамбовского районного суда Тамбовской области.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░