№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка |
25 апреля 2018 года |
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Цыбульской О.Н.,
при секретаре судебного заседания Рябцевой Н.В.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Сибирцевского городского поселения о включении в состав наследственного имущества жилого дома,
установил:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его жена ФИО2 Наследственное имущество, оставшееся после ее смерти, составляет, в том числе квартира, площадью 46,0 кв. м, с кадастровым номером: 25:22:130001:2767, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная квартира (на тот момент времени - часть жилого дома) была построена ФИО2 после получения решения Исполнительного комитета Монастырищенского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельного участка под строительство нового дома», а также иных разрешительных документов (акт отвода земельного участка, обязательство застройщика, экспликация жилого дома). После завершения строительства квартиры (на тот момент времени - части жилого дома) отделом архитектуры и градостроительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №. Согласно статье 25.3 действовавшего ранее Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию имело статус правоустанавливающего документа, на основании которого могла проводиться государственная регистрации права собственности ФИО2 на квартиру. Действующий на сегодняшний день Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 14) также относит указанное разрешение к числу документов, являющихся основанием для проведения государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру. Между тем, при жизни ФИО2 не зарегистрировала свое право собственности на квартиру в порядке, установленном указанными выше федеральными законами. Постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, выданным нотариусом Черниговского нотариального округа <адрес> ФИО8, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2 ему было отказано, поскольку при жизни его жена не зарегистрировала в установленном порядке свое право собственности на квартиру. Указанное нарушает его права как наследника на оформление права собственности на квартиру в порядке наследования по закону. По указанным основаниям просит включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру площадью 46,0 кв. м, с кадастровым номером: 25:22:130001:2767, расположенную по адресу: <адрес>.
Истец ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга ФИО2 После смерти супруги осталось наследственное имущество - часть жилого дома (по документам квартира), площадью 46,0 кв. м с кадастровым номером: №, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная квартира построена ФИО2 после получения решения Исполнительного комитета Монастырищенского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельного участка под строительство нового дома», а также других разрешительных документов: акт отвода земельного участка, обязательство застройщика, экспликация жилого дома. После завершения строительства квартиры отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ супруге было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №. Больше никаких документов ФИО2 не оформляла, потому что стала сильно болеть. Право собственности на квартиру супруга не зарегистрировала. В феврале 2017 года он обратился к нотариусу, но нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2 отказала, поскольку при жизни супруга не зарегистрировала в установленном порядке право собственности на квартиру. Его дочь ФИО11, дети умершей супруги ФИО2 - ФИО12 и ФИО4 отказались от наследства, после того как он подал документы нотариусу. Просит включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО9, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика – глава администрации Сибирцевского городского поселения ФИО10 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, указав, что Администрация Сибирцевского городского поселения не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо ФИО12 в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что <адрес> по адресу: <адрес>, приобрела ее мама, когда работала. Родители купили земельный участок под строительство, на котором был разрушенный дом. Родители построили новый дом и вся их семья проживала в этом доме: родители, она, брат ФИО4, потом родилась сестра Настя. Они все проживали в этом доме, дети вырастали и создавали свои семьи, стали отдельно проживать. После смерти мамы, в доме проживает отец и Настя прописана. Унее есть свой дом. Мама не успела при жизни все документы оформить на дом. После смерти матери, отец обратился к нотариусу и ему было отказано, рекомендовали обратиться в суд. Согласна с требованиями отца, она не претендует на этот дом.
Третьи лица ФИО11, ФИО4, будучи уведомленными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, ФИО11 направила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала исковые требования, ФИО4 о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы явившихся сторон, полагает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС администрации Черниговского муниципального района Приморского края, серии № №, ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о браке серии III-ВС № подтверждается, что ФИО3, 1952 года рождения, и ФИО2, 1946 года рождения, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака жене присвоена фамилия ФИО13.
Постановлением нотариуса Черниговского нотариального округа об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на часть жилого дома (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что наследодателем при жизни не было зарегистрировано её право собственности на вновь возведенный строительный объект – часть жилого дома (квартиру), в связи с чем, рекомендовано обратиться в Черниговский районный суд с исковым заявлением о включении в наследственную массу имущества, оставшегося после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>» из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости – квартира площадью 46.0 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете.
Решением Исполнительного комитета Монастырищенского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 выделен земельный участок под строительство нового дома в <адрес> площадью 0.51 га.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, серия № № ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на праве частной собственности принадлежит земельный участок общей площадью 0,50 га для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отделом архитектуры и градостроительства Администрации Черниговского района выдано разрешение № на ввод объекта - части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, в котором отражены его технические характеристики, общая площадь объекта составляет 46.9 кв. м.
Согласно справке администрации Сибирцевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не числится в реестре муниципальной собственности Сибирцевского городского поселения.
Исследованными при рассмотрении дела по существу доказательствами, подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находилась в собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Квартира расположена на земельном участке, собственником которого также являлась ФИО2
Таким образом, на день смерти наследодателя у него возникло право собственности на указанный объект недвижимого имущества, поэтому у суда имеются основания для включения его в наследственную массу.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Администрации Сибирцевского городского поселения о включении в состав наследственного имущества жилого дома удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру площадью 46..0 кв.м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.
Судья О.Н. Цыбульская