дело № 2-4188/2022
23RS0040-01-2022-003434-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Крапивиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара, действующего в интересах ФИО1, к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 13 г. Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края об обеспечения лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанскогоадминистративного округа г. Краснодара, действующий в интересах ребенка-инвалида ФИО1, обратился в суд к Министерству здравоохранения КК, ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 13 г. Краснодара» министерства здравоохранения КК с иском о признании незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара», выразившееся в несвоевременном оформлении заявки с целью обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписного эпикриза ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021 № 1845021 в рекомендуемом количестве; признании незаконным бездействие МЗ КК, выразившееся в несвоевременном обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписных рецептов ГБУЗ «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара»; обазании МЗ КК обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписанных и необеспеченных рецептов с 01.01.2021г. по 12.04.2022г.; а также необходимыми лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписного эпикриза ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021 № 1845021 в рекомендуемом количестве; взыскании с МЗ КК в пользу Гамазиной Е.В. компенсацию за приобретенные лекарственные препараты в размере 10 738 рублей.
В обоснование требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка по поручению прокуратуры края, по обращению Гамазиной Е.В., в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, в ходе которой в деятельности министерства здравоохранения Краснодарского края и ГБУЗ «ГП № 13» выявлены нарушения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в части ненадлежащего льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО1
Установлено, что ребенок-инвалид ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 01.12.2020 года состоит на учете в ГБУЗ «ГП № 13»с диагнозом: Муковисцидоз, аутосомно-рецессивный тип наследования- мутация F508del в гомозиготном состоянии в гене GFTR, смешанная форма, тяжелое течение (панкреатическая недостаточность). Хронический бронхит. В соответствии с выписным эпикризом ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021г. №1845021 несовершеннолетнему ФИО1рекомендована непрерывная терапия препаратами: Дорназа альфа по 2.5 мг 1 раз в день через небулайзер; заместительная терапия ферментами: панкреатин микрокапсулированный на каждые 120 мл питания (не более креон 100000 ед/сутки); урсодезоксихолевая кислота 250 мг/5 мл в 1-2 приема по 30 мг/кг/сутки; витамин Д 1500 Ед ежедневно. При возникновении бронхообструктивного синдрома ингаляции бронхолитиков. 02.07.2021 проведена врачебная комиссия № 145 о необходимости приема ребенком панкреатина 10 000 ЕД, урсодезоксихолевой кислоты, витамина ДЗ. Вместе с тем, несовершеннолетний ФИО1 не обеспечен лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам. Кроме того, часть выписанных ФИО1 рецептов обеспечены с нарушением сроков, установленных Приказом от 24.11.2021 № 1093н.По причине несвоевременного обеспечения необходимым для жизни специализированным лечебным питанием, а также медицинским препаратом Креон, законный представитель Гамазина Е.В. вынуждено приобрела специализированное лечебное питание Нутризон Эдванст Нутридринк, в том числе, медицинский препарат Креон за счет собственных денежных средств.Всего на покупку указанных лекарственных препаратов Гамазиной Е.В., с целью лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО1, потрачена сумма в размере 10738 рублей, что подтверждается платежными документами. Таким образом, нарушены права ребенка-инвалида ФИО1 на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части своевременного обеспечения его необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В судебном заседании помощник прокурора Прикубанского административного округа г. ФИО4, настаивал на удовлетворении иска по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – МЗ КК - ФИО5, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, поскольку поликлиника не направляла надлежащим образом заявку на лечение пациента. Заявка была подана в этом году, это дополнительная заявка, а Министерство закупает по выделенному финансированию и сформированной заявки накануне следующего года. Таким образом, в 2021 году в октябре месяце заявлены иные лекарственные препараты, которыми частично пациент обеспечивался. Кром того, мы считаем необходимым пояснить, что прокуратура просит обязать нас обеспечить лекарственными препаратами, которые были выписаны ранее, на сегодняшний день у Министерства здравоохранения отсутствует такая возможность ввиду того, что у пациента стоят льготные рецептурные бланки 2021 года. Срок действия данных рецептурных бланков израсходован, ввиду этого Министерство считает, что обеспечение по ним невозможно.
Представитель ответчика ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 13 г. Краснодара» - ФИО6, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 (ред. от 02.07.2021) N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 01.01.2013 ); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 (ред. от 11.06.2021) N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети-инвалиды.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с диагностированием болезни: Муковисцидоз, аутосомно-рецессивный тип наследования- мутация F508del в гомозиготном состоянии в гене GFTR, смешанная форма, тяжелое течение (панкреатическая недостаточность). Хронический бронхит, и с 01.12.2020 г. состоит на учете в ГБУЗ «ГП № 13».
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара, по поручению прокуратуры края, проверкой обращения Гамазиной Е.В., в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, в деятельности министерства здравоохранения Краснодарского края и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара» выявлены нарушения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в части ненадлежащего льготного лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО1
Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, установлено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (п. 1.1).
На Министерство возложена обязанность по реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Указанным постановлением также утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, согласно которому дети-инвалиды обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 4 Закона Краснодарского края от 22.12.2021 № 4621-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» определено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия всоответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 «О министерстве здравоохранения Краснодарского края» на Министерство здравоохранения возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению граждан бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Согласно п. 9 ст. 6.1, ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу п. 14 Приказ Минтруда России № 929н/Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача, по результатам осмотра пациента, назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Согласно п. 19 Приказа №929н/1345н в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Кроме того, в соответствии с п. 6 Приказа министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общейврачебной (семейной) практики), расположенными в сельскихпоселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Установлено, что в соответствии с выписным эпикризом из Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «детская краевая клиническая больница» М3 КК от 09.10.2021№1845021 несовершеннолетнему ФИО1рекомендована непрерывная терапия препаратами: Дорназа альфа по 2.5 мг 1 раз в день через небулайзер; заместительная терапия ферментами: панкреатин микрокапсулированный на каждые 120 мл питания (не более креон 100000 ед/сутки); урсодезоксихолевая кислота 250 мг/5 мл в 1-2 приема по 30 мг/кг/сутки; витамин Д 1500 Ед ежедневно. При возникновении бронхообструктивного синдрома ингаляции бронхолитиков. 02.07.2021 проведена врачебная комиссия № 145 о необходимости приема ребенком панкреатина 10 000 ЕД, урсодезоксихолевой кислоты, витамина ДЗ.
Вместе с тем, несовершеннолетний Гамазин В.И. не обеспечен лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по следующим рецептам: от 19.01.2021 серия 03-21-06 2251179; от 19.01.2021 серия 03-21-06 2251181; от 11.02.2021 серия 03-21-06 2254235; от 11.02.2021 серия 03-21-06 2254237; от 11.02.2021 серия 03-21-06 2254241; от 11.02.2021 серия 03-21-06 2256812; от 19.03.2021 серия 03-21-06 2258858; от 06.04.2021 серия 03-21-06 2261288; от 12.04.2021 серия 03-21-06 2261921; от 08.06.2021 серия 03-21-06 2268795; от 01.07.2021 серия 03-21-06 2271628; от 10.03.2022 серия 03-22-06 2268061; от 10.03.2022 серия 03-22-06 2268065; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262152; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262137; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262138; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262140; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262142; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262145; от 06.04.2022 серия 03-22-06 2262147, что нарушает фундаментальное право ребенка на жизнь и здоровье.
Также, выписанные рецепты несовершеннолетнему ФИО1 от 19.01.2021 серия 03-21-06 2251182; от 17.03.2021 серия 03-21-062258369; от 17.03.2021 серия 03-21-06 2258855; от19.03.2021 серия03-21-06 2258860; от 06.04.2021 серия 03-21-062261290; от 12.04.2021серия 03-21-06 2261942; от 18.05.2021серия03-21-062265840; от 18.05.2021 серия 03-21-06 2265842; от 08.06.2021 серия 03-21-06 2268783, своевременно не обеспечены, в дальнейшем сняты по различным причинам, в том числе, обеспечены за счет иных источников.
Кроме того, выписанные несовершеннолетнему ФИО1 рецепты: от 12.04.2021 серия 03-21-06 2261927; от18.04.2021 серия 03-21-06 2261927; от 06.04.2021 серия 03-21-06 2261290; от 18.05.2021 серия 03-21-06 2265843; от 18.05.2021 серия 03-21-062265862; от 08.06.2021 серия 03-21-06 2268794; от 01.07.2021 серия 03-21-06 2271627; от 01.07.2021 серия 03-21-06 2271629; от 08.08.2021 серия 03-21-06 2275596; от 08.08.2021 серия 03-21-06 2275597 обеспечены с нарушением сроков, установленных Приказом от 24.11.2021 № 1093н.
Учитывая изложенное, с 01.01.2021г. по 14.04.2022 несовершеннолетний ФИО1 согласно выписанных рецептов не обеспечен лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием в количестве: креон 10 000 Ед. - 111 уп., урсодеоксихолевая кислота - 4 уп., ацетилцестеин - 24 уп., витамин Д - 4 уп., ингасалин - 12 уп., специализированное питание нутридринк - 30 шт. по 200 мл. и 6 банок по 322 гр.
Изложенное подтверждается копей карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств за период с 01.01.2021 по 12.04.2022 и копиями льготных рецептов.
В силу ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся, в том числе, осуществление закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. В данном случае - к компетенции министерства здравоохранения Краснодарского края.
Исходя из изложенного, в нарушение требований ч.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ребенок-инвалид не обеспечен жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
Таким образом, невыполнение ГБУЗ «ДГП № 13 города Краснодара», подведомственном министерству здравоохранения края, обязанности выписывать льготные рецепты, а также невыполнение Министерством, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца необходимыми льготными лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 на бесплатную медицинскую помощь.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Краснодарского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Краснодарского края) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В данном случае судом установлено наличие у ФИО1 редкого (орфанного) заболевания и статуса ребенка-инвалида, вследствие этого заболевания, его нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 08.07.2013 N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что заявленные требования о признании незаконными бездействия МЗ КК в несвоевременном оформлении заявки с целью обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписного эпикриза ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021 № 1845021 в рекомендуемом количестве, а также в несвоевременном обеспечении данными препаратами и леченым питанием, и обязании обеспечить ими несовершеннолетнего, являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Истцом до принятия решения по настоящему делу заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения решения суда о предоставлении несовершеннолетнему ребенку-инвалиду жизненно важного лекарственного препарата может нанести невосполнимый вред здоровью, суд считает необходимым обратить решение суда в данной части, к немедленному исполнению.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как установлено в судебном заседании, по причине несвоевременного обеспечения необходимым для жизни специализированным лечебным питанием, а также медицинским препаратом Креон законный представитель Гамазина Е.В. вынуждено приобрела специализированное лечебное питание Нутризон Эдванст Нутридринк, в том числе, медицинский препарат Креон за счет собственных денежных средств.
Так, 15.04.2022г., 22.04.2022г. Гамазиной Е.В. приобретено 6 банок специализированного лечебного питания Нутризон Эдванст Нутридринк сух. смесь по 322 гр. (кассовый чек от 15.04.2022 № 687554, от 22.04.2022 № 688385), в том числе, медицинский препарат Креон 10 000 Ед. (от 22.04.2022 № 682267).
Всего на покупку указанных лекарственных препаратов Гамазиной Е.В., с целью лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ФИО1, потрачена сумма в размере 10 738 рублей, что подтверждается платежными документами.
Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 10 738 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО1, к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 13 г. Краснодара» об обеспечения лекарственными препаратами - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара», выразившееся в несвоевременном оформлении заявки с целью обеспечения несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием, согласно выписного эпикриза ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021г. №, в рекомендуемом количестве.
Признать незаконным бездействие Министерство здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в несвоевременном обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием, согласно выписных рецептов ГБУЗ «Городская поликлиника № 13 г. Краснодара».
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписанных и необеспеченных рецептов с 01.01.2021 по 12.04.2022 в количестве: креон 10000 Ед. - 111 уп., урсодеоксихолевая кислота - 4 уп., ацетилцестеин - 24 уп., витамин Д 4 уп., ингасалин - 12 уп., специализированное питание нутридринк - 30 шт. по 200 мл. и 6 банок по 322 гр.
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 необходимыми лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием согласно выписного эпикриза ГБУЗ «ДККБ» М3 КК от 09.10.2021г. № 1845021 в рекомендуемом количестве.
Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Гамазиной Е. В. компенсацию за приобретенные лекарственные препараты в размере 10 738 рублей.
Решение суда в части обеспечения лекарственными препаратами обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Кожевников
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022г.