Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1710/2022 ~ М-542/2022 от 07.02.2022

Дело № 2-1710/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Добраш Т.В.

при секретаре Белоусовой Е.В.

с участием представителя истца Куртукова А.В., представителя ответчика Михеевой К.В.

26 мая 2022 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Спецпроект» о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия,

У С Т А Н О В И Л :

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Спецпроект» о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия, указав в обоснование требований, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлен ряд нарушений природоохранного законодательства ООО «Спецпроект», основным видом деятельности которого является размещение отходов производства и потребление III-V классов опасности и твердых коммунальных отходов. Полигон ТБО ООО «Спецпроект» является объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 категории. В соответствии с инвентаризацией, проведенной в ноябре 2017 года, общая (проектная) вместимость полигона составляет 9 441 478,0 куб.м в уплотненном состоянии или 59 640 000 куб.м в неуплотненном состоянии, 11 929 000 тонн. Проектная мощность до 600 000 тонн/год. По состоянию на "."..г. размещено 162 454,17 тонн. Фактически прием отходов к размещению полигон ООО «Спецпроект» начал в 2019 году. Проектная документация для ООО «Спецпроект» разработана и в 2016 году представлена на государственную экологическую экспертизу. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2016 №360 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Полигону ТБО ООО «Спецпроект» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства №... от "."..г.. В ходе выездной проверки "."..г. объекта размещения отходов ООО «Спецпроект» выявлены отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно разделу «Цель намечаемой деятельности», разделу «Общие сведения об объекте экспертизы и основные проектные решения» заключения №... от "."..г., с первого по четвертый этап строительства по мере формирования газоносных зон в теле полигона предусмотрено устройство дренажной системы для сбора и удаления биогаза в атмосферу через специальные вертикальные выпуски (система пассивной дегазации) с устройством сети газо-дренажных скважин. Для обеспечения свободного выхода биогаза на поверхность пирамиды по схеме пассивной дегазации по истечении не менее 6 месяцев с начала эксплуатации вертикально на слои тюков или слои послойных отходов устанавливаются сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы и, по мере роста высоты укладки, до достижения максимальной высоты полигона. В ходе обследовании полигона "."..г. установлено, что сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на территории полигона ООО «Спецпроект» не установлены. Соответственно, ООО «Спецпроект» осуществляет деятельность, не соответствующей документации. По результатам выявленных нарушений руководителю ООО «Спецпроект» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от "."..г. №.... Нарушения до настоящего момента не устранены. Просит суд возложить на ООО «Спецпроект» обязанность принять меры по
проведению природоохранных мероприятий на эксплуатируемом полигоне
ТБО, расположенном по адресу: <адрес> а именно установить сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на территории полигона ООО «Спецпроект»; вышеназванные мероприятия выполнить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Куртуков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Спецпроект» Михеева К.В. в судебном заседании исковые требования не оспаривала, поддержала письменные пояснения, не возражала возложить на ООО «Спецпроект» обязанность установить сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на участке размещения отходов (1 этап) полигона ТБО ООО «Спецпроект», расположенного по адресу: <адрес> в административных границах Большечапурниковского сельского поселения, установив срок выполнения указанных мероприятий в течение 12 месяцев с момента окончания срока эксплуатации участка размещения отходов (1 этапа) полигона ТБО.

Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, администрации Болшечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Требования государственной экологической экспертизы установлены Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ установлено, что экологическая экспертиза -установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Пунктом 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ, нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является, в том числе осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ООО «Спецпроект» является размещение отходов производства и потребление III-V классов опасности и твердых коммунальных отходов.

Полигон ТБО ООО «Спецпроект» является объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 категории.

В соответствии с инвентаризацией, проведенной в ноябре 2017 года, общая (проектная) вместимость полигона составляет 9 441 478,0 куб.м в уплотненном состоянии или 59 640 000 куб.м в неуплотненном состоянии, 11 929 000 тонн. Проектная мощность до 600 000 тонн/год. По состоянию на "."..г. размещено 162 454,17 тонн. Фактически прием отходов к размещению полигон ООО «Спецпроект» начал в 2019 году.

ООО «Спецпроект» имело лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности серия 34 №..., выданную "."..г. Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области.

В 2020 году в связи с изменением юридического адреса лицензия была переоформлена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям: реквизиты действующей лицензии серия 34 №... от "."..г..

Проектная документация для ООО «Спецпроект» разработана и в 2016 году представлена на государственную экологическую экспертизу.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2016 №360 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

Полигону ТБО ООО «Спецпроект» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства №... от "."..г..

В ходе выездной проверки "."..г. объекта размещения отходов ООО «Спецпроект» выявлены отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно разделу «Цель намечаемой деятельности», разделу «Общие сведения об объекте экспертизы и основные проектные решения» заключения №... от "."..г., с первого по четвертый этап строительства по мере формирования газоносных зон в теле полигона предусмотрено устройство дренажной системы для сбора и удаления биогаза в атмосферу через специальные вертикальные выпуски (система пассивной дегазации) с устройством сети газо-дренажных скважин. Для обеспечения свободного выхода биогаза на поверхность пирамиды по схеме пассивной дегазации по истечении не менее 6 месяцев с начала эксплуатации вертикально на слои тюков или слои послойных отходов устанавливаются сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы и, по мере роста высоты укладки, до достижения максимальной высоты полигона.

Таким образом, в ходе обследовании полигона "."..г. установлено, что сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на территории полигона ООО «Спецпроект» не установлены. Соответственно, ООО «Спецпроект» осуществляет деятельность, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, ответчиком нарушены требования: ч. 1, 2 ст. 33, ч. 1, 2 ст.34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, п. 7 ст. 30 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ.

Данные факты подтверждаются актом осмотра от "."..г., справкой, составленными государственными инспекторами межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, с приложенной фототаблицей, и не оспариваются представителем ответчика в судебном заседании.

Прокуратурой в адрес ООО «Спецпроект» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от "."..г. №....

Однако согласно поступившему ответу на представление ответчик до настоящего времени не устранил выявленные нарушения.

Кроме того, прокуратурой в отношении должностного и юридического лица ООО «Спецпроект» вынесено постановление о возбуждении административных производств по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей для должностного лица и 100 000 рублей для юридического лица.

Указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую природную среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом позиции сторон, полагает возможным установить срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчику надлежит исполнить настоящее решение суда. Данный срок суд находит разумным и не нарушающим права и интересы истца, а также ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Спецпроект» о возложении обязанности провести природоохранные мероприятия удовлетворить.

Обязать ООО «Спецпроект» установить сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на участке размещения отходов (1 этап) полигона ТБО ООО «Спецпроект», расположенного по адресу: <адрес> в административных границах Большечапурниковского сельского поселения, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В.Добраш

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 02 июня 2022 года.

Судья Т.В.Добраш

2-1710/2022 ~ М-542/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Спецпроект"
Другие
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области
Администрация Болшечапурниковского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Добраш Татьяна Валериевна
Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
07.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2022Подготовка дела (собеседование)
02.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Дело оформлено
10.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее