Дело № 5-16/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 февраля 2017 года
Судья Юрлинского районного суда Пермского края Труженикова Т.И., рассматривая административный материал о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ефремова Сергея Григорьевича,
у с т а н о в и л а:
данный административный материал поступил в Юрлинский районный суд 9 февраля 2017 года и подлежит направлению в орган, составивший протокол (направивший материал в суд), в связи со следующим.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В направленном в суд административном материале листы дела не пронумерованы, хотя имеется опись о наличии 41 листа, фактически же в деле 36 листов.
Одним из существенных составляющих административного материала, основным доказательством является заключение эксперта № 69 м/д от 13 января 2017 года с выводами о том, что потерпевшей ФИО1 были причинены телесные повреждения, повлекшие за собой причинение легкого вреда здоровью.
Как следует из ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1).
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч. 4).
Аналогичные положения содержатся в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учётом объёма и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведётся производство по делу, необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
В представленном административном материале постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы отсутствует (хотя в описи указано о наличии на л.д.30-33 «запроса о назначении медицинской экспертизы»), равно как и отсутствуют сведения об ознакомлении с данным постановлением потерпевшей ФИО1 и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ефремова С.Г., разъяснении им прав, в том числе права заявлять отвод эксперту, права просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, права ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п. 4 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Отмеченная неполнота представленных материалов является невосполнимой при судебном разбирательстве.
Принимая во внимание, что возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела, руководствуясь ст.ст. 29.1 – 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
о п р е д е л и л а:
протокол о привлечении Ефремова Сергея Григорьевича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с материалами дела возвратить в ПП (дислокация с.Юрла) МО МВД России «Кочевский» со стадии подготовки к рассмотрению.
Обжалование определения осуществляется в соответствии с положениями главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Т.И. Труженикова