УИД 35RS0006-01-2021-001561-26 2-1019/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 28 сентября 2021 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бобковой А.Н.
при секретаре Каниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигаловой Натальи Борисовны к администрации сельского поселения Марденгское Великоустюгского муниципального района Вологодской области, Жигалову Борису Николаевичу, Бобыкиной Светлане Борисовне, Красуцкой Елене Борисовне о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования
УСТАНОВИЛ:
Жигалова Н.Б. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Марденгское о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование указав, что согласно выписке из решения президиума Великоустюгского городского совета народных депутатов двадцать первого созыва №127 от 19.10.1991 г. «О передаче земельных участков садоводческим товариществам и его членам» и приложения к нему под №53 значится бабушка истицы К.Л., 508 кв.м., в собственность. К.Л. умерла 16.03.2005. После ее смерти мать истицы Ж.М. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но документы на земельный участок не были оформлены надлежащим образом. Ж.М. умерла 09.02.2015 г. Истица Жигалова Н.Б. после смерти матери в установленный законом срок к нотариусу не обратилась, при этом фактически пользуясь наследственным имуществом, поддерживая его надлежащее состояние фактически приняла указанное наследство.
Просит включить земельный участок площадью 508 кв.м., расположенный по адресу: ... с кадастровым номером № в наследственную массу (наследство), открывшееся после смерти Ж.М. и признать право собственности в порядке наследования.
Определением суда от 30.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Жигалов Б.Н., Бобыкина С.Б., Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района.
Протокольным определением суда от 01.09.2021 процессуальное положение третьих лиц Жигалова Б.Н., Бобыкиной С.Б. изменено на соответчиков, Красуцкая Е.Б. привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Истица Жигалова Н.Б. в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Марденгское в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Жигалов Б.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Ответчики Бобыкина С.Б., Красуцкая Е.Б. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представители тр.лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Комитета по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.1152, п.1 ст.1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства любым способом, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1153 ГК РФ.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из представленных сторонами доказательств, бабушка истицы К.Л. умерла 16.03.2005.
Согласно сведениям, представленным нотариальной палатой Вологодской области, с заявлением о принятии наследства обратилась дочь Ж.М. Выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, вклады, ежемесячную денежную выплату.
На земельный участок свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось.
Вместе с тем, факт принадлежности умершей К.Л. земельного участка, подтверждается выпиской из решения президиума Великоустюгского городского совета народных депутатов двадцать первого созыва №127 от 19.10.1991 года «О передаче земельных участков садоводческим товариществам и его членам» о передаче бесплатно в собственность, где под №53 значится К.Л., площадь земельного участка 508 кв.м.
При указанных обстоятельствах дела, суд усматривает, что право собственности у К.Л. на земельный участок, возникло при жизни, но не зарегистрировано за ней в установленном законом порядке.
Таким образом, Ж.М. приняла наследственное имущество. Свое право на наследование указанного выше земельного участка не оформила.
Ж.М. умерла 09.02.2015 г.
Наследниками первой очереди по закону после смерти Ж.М. являются её муж Жигалов Б.Н. и дочери Жигалова Н.Б., Бобыкина С.Б., Красуцкая Е.Б.
Согласно ответу нотариуса К.Т., наследники с заявлениями о принятии наследства или об отказе от него не обращались. Наследственное дело после умершей Ж.М. открыто на основании извещения ПАО «Сбербанк России».
В силу статьи 1152, 1153 ГГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В судебном заседании установлено, что после смерти Ж.М. истица Жигалова Н.Б. совершила действия по принятию имущества наследодателя, а именно: пользовалась наследственным имуществом, оплачивала членские взносы, что подтверждается справкой СНТ «Радуга» и свидетельствует о принятии наследства. Действия по принятию наследства совершены в установленный законом шестимесячный срок.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что после смерти Ж.М. истица Жигалова Н.Б. действительно вступила во владение и пользование имуществом, оставшимся после смерти матери, фактически приняв наследство в соответствии с ст. 1153 ГК РФ.
Иные наследники, кроме Жигаловой Н.Б., на наследство после смерти Ж.М. не претендуют.
В силу статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Также в судебном заседании установлено, что согласно сведениям ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок, кадастровый номер №.
В связи с чем, Ж.М. в настоящее время не представляется возможным зарегистрировать право.
Отсутствие государственной регистрации на земельный участок, при наличии вышеперечисленных доказательств, не может служить препятствием для признания за истицей права собственности на данный земельный участок, что следует из положений статьи 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования Жигаловой Н.Б. в части включения имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования необходимо удовлетворить.
Оснований для удовлетворения требований к администрации сельского поселения Марденгское не имеется, поскольку администрация надлежащим ответчиком по делу не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить в наследственную массу (наследство) после смерти Ж.М., умершей 09 февраля 2015 года, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., площадью 508 кв.м.
Признать право собственности Жигаловой Натальи Борисовны в порядке наследования после Ж.М. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., площадью 508 кв.м.
В удовлетворении остальных исковых требований, в том числе к администрации сельского поселения Марденгское Великоустюгского муниципального района Вологодской области отказать.
Настоящее решение направить в орган по регистрации прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.
Судья-Бобкова А.Н.