Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 февраля 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по искуФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям<адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения<адрес> признании права на получение мер социальной поддержки, об установлении факта проживания на территорииг.Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес>, согласно которому просит установить факт его постоянного проживания на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает на территории <адрес>, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был призван по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец является участником специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях.
В силу действующего законодательства, как участник СВО он имеет право на получение земельного участка, однако обратившись в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с соответствующим заявлением, ему было отказано в постановке в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории <адрес>, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие суду не подавали, письменных возражений на иск не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Пунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>" (далее – Закон №-ЗС), получателями мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Законом, являются:
1) участники специальной военной операции - граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленные с ДД.ММ.ГГГГ для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также с ДД.ММ.ГГГГ на территориях <адрес> и <адрес> (далее - специальная военная операция) или для обеспечения выполнения боевых задач в ходе указанной операции, относящиеся к одной из следующих категорий:
а) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, службу в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формированиях или аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) призванные на территории <адрес> на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и включенные в списки личного состава воинских частей;
в) добровольно прибывшие в Военный комиссариат <адрес>, пункт отбора на военную службу по контракту <адрес>, отобранные ими, заключившие в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленные непосредственно с территории <адрес> в воинские части, участвующие в специальной военной операции;
2) члены семей участников специальной военной операции;
3) члены семей погибших (умерших) участников специальной военной операции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона 720-ЗС, участникам специальной военной операции предоставляются следующие меры социальной поддержки в случаях и на условиях, установленных законами <адрес>: предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, в собственность бесплатно в порядке, установленном законодательством <адрес>.
Согласно ст. 4 Закона 720-ЗС, к документам, подтверждающим участие в специальной военной операции или обеспечение выполнения боевых задач в ходе указанной операции и дающим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, относятся:
1) копия контракта о прохождении военной службы гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) выписка (справка) из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения, штаба, органа, оперативной или иных групп;
3) запись в удостоверении личности, военном билете, трудовой книжке, сведения о трудовой деятельности;
4) командировочное удостоверение, судовая роль, архивная справка, медицинская справка;
5) выписка из истории болезни, а также документ, подтверждающий получение ранения, контузии или увечья, гибель (смерть);
6) решение суда об объявлении гражданина, являвшегося участником специальной военной операции, умершим;
7) реализованный наградной материал.
Суд установил, что истцом в обоснование своего права на получение мер социальной поддержки была представлена справка командира Войсковой части 75406 Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> истцу отказано в принятии документов для включения в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории <адрес> по причине отсутствия регистрации на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов гражданского дела, истец является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
Судом установлено, что 2021 г. истец заключил договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> котором проживал до 2022 г.
ДД.ММ.ГГГГ истец заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> котором проживает по настоящее время.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Севастопольском учебном центре «АВС+».
ДД.ММ.ГГГГ получил водительское удостоверение в Севастопольском ГИБДД.
Ребенок истца - ФИО3, посещает ГБДОУ <адрес> сад №.
Согласно справки в/ч № Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 призванный по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проходит военную службу в данной в/ч с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ является участником специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что истец проходит военную службу, является участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у истца по месту жительства в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой невозможность принятия документов по вопросу его включения его в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, гражданам бесплатно».
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес> и признании за истцом права на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям<адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения<адрес> признании права на получение мер социальной поддержки, об установлении факта проживания на территорииг.Севастополяудовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,на территории<адрес>, по состоянию наДД.ММ.ГГГГ.
Признать заФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательно форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин