№ 2-767/2023
УИД 61RS0043-01-2023-000870-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Полупановой Н.С., при секретаре судебного заседания Гуриной В.А., с участием помощника прокурора Морозовского района Лебедевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Грузиновского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства в сфере вывоза крупногабаритных отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.О. прокурора Морозовского района Волобуев А.Г. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Грузиновского сельского поселения об обязании устранить нарушения законодательства в сфере вывоза крупногабаритных отходов, просит суд обязать администрацию Грузиновского сельского поселения устранить нарушения законодательства в сфере вывоза крупногабаритных отходов, а именно обеспечить соответствие места размещения крупногабаритных отходов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедева О.В. исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика Администрации Грузиновского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом. Свое отношение к заявленным требованиям не выразили.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ознакомившись с доводами искового заявления, изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Морозовского района во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 № 123 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка соблюдения администрацией Грузиновского сельского поселения требований законодательства в сфере сбора и вывоза ТКО.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 3, ст. 13, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ч. 1.1 ст. 12 Закона РО № 436-ЗС до настоящего времени на территории поселения не оборудованы контейнерные площадки для крупногабаритных и строительных отходов, не установлены мусоросборники (бункеры) для накопления крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные, строительные отходы не имеют площадок или бункеров для складирования на территории поселения.
Ростовская область с 01.01.2019 перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Вывоз твердых коммунальных отходов обеспечивается региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории Морозовского района региональным оператором является ООО «ЭкоЦентр», который занимается предоставлением бункеров и совершает их установку при заключении договора.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации поселения, ответственными за данное направление своих должностных обязанностей и отсутствии должного контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных.
В связи с проведенной проверкой прокуратурой Морозовского района 21.04.2023 внесено представление в адрес администрации Грузиновского сельского поселения.
В соответствии с информацией администрации Грузиновского сельского поселения от 30.06.2023 № 122 указано об определении земельного участка под размещение крупногабаритных отходов.
При этом до настоящего времени в прокуратуру Морозовского района информация об обеспечении соответствия места размещения крупногабаритных отходов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Между тем, в силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 13 Закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона №89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (далее -Закон РО № 436-ЗС) установлено, что указанное полномочие распространяется на сельские поселения Морозовского района.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.И.2016 №1156 (далее - Правила обращения с ТКО).
Правилами обращения с ТКО предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории: уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором.
Отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правил №269 в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования и.о. прокурора Морозовского района Ростовской области удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12-13,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░