Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3372/2023 ~ М-2878/2023 от 08.08.2023

Решение

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> декабря 2023 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Т.С. Котовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о компенсации морального вреда,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя свои требования тем, что <дата обезличена> ее укусила безнадзорная (бродячая) собака. В этот же день она обратилась в <№> <№> <№> травматологическое отделение для получения медицинской помощи. Вакцинация КоКАВ и СА не произведена ввиду наличия у нее медицинского отвода от вакцинации и наличия хронического заболевания – рассеянный склероз. <дата обезличена> она обратилась в <№>» для госпитализации, где находилась с <дата обезличена> по <дата обезличена> с диагнозом «укушенная рана правой голени», вводился АС, КоКАВ по схеме. В результате нападения собаки, она получила серьезный стресс, испытывала боль и страх, вынуждена была проходить курс лечения, которое опасно с ее хроническим диагнозом (рассеянным склерозом).

В дальнейшем, по гражданскому делу произведена замена ответчика администрации <адрес> на администрацию муниципального образования «<адрес>».

Сторона истца в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличила исковые требования в части размера компенсации морального вреда до <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО4. поддержали увеличенные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о дне слушания, в суд не явился, в деле имеется письменное возражение.

Представитель третьего лица управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о дне слушания, в суд не явился, причина не явки суду неизвестна, в деле имеется письменное возражение.

Представители третьих лиц МБУ <адрес> «<данные изъяты>», финансово-казначейского управления администрации МО «<адрес> <адрес>», службы ветеринарии <адрес>, извещенные надлежащим образом о дне слушания, в суд не явились, причина не явки суду неизвестна.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению с учётом требований разумности и справедливости, приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, материалов дела, <дата обезличена> ФИО1 подверглась нападению бездомной собаки в результате ей был нанесен укус правой голени.

В этот же день ФИО1 обратилась в <№> травматологическое отделение для получения медицинской помощи.

Вакцинация КоКАВ и СА не произведена ввиду наличия у ФИО1 медицинского отвода от вакцинации и наличия хронического заболевания – рассеянный склероз.

<дата обезличена> ФИО1 обратилась в <№>» для госпитализации, где находилась с <дата обезличена> по <дата обезличена> с диагнозом «укушенная рана правой голени», вводился АС, КоКАВ по схеме.

Указанные обстоятельства ответчиком не были опровергнуты, как и не были представлены доказательства, свидетельствующие о причинении ФИО1 травмы от укуса животного при иных обстоятельствах и в ином месте.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"(абз. 2 п. 11, п. 24) установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Разрешая спорные правоотношения, суд, руководствуясь вышеприведёнными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», приходит к выводу о том, что у ФИО1 возникло право на компенсацию морального вреда.

В судебном заседании сторона истца пояснила, что в результате нападения собаки, она получила серьезный стресс, испытывала боль и страх, вынуждена была проходить курс лечения, которое опасно с ее хроническим диагнозом (рассеянным склерозом).

В соответствии со статьёй 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных ФИО1 физических и нравственных страданий, принцип разумности и справедливости, возраст, сопутствующие заболевания, и полагает необходимым взыскать в пользу ФИО1 тА.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Указанная сумма, по мнению суда, будет соответствовать фактически причиненным нравственным и физическим страданиям потерпевшей, исходя из требований разумности.

При определении лица, обязанного возместить потерпевшей моральный вред, суд исходит из следующего.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 2 указанного Федерального закона, отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления (в случае передачи им соответствующих полномочий) должны устанавливать порядок осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных, руководствуясь принципом гуманности и вышеуказанными нормами федерального законодательства.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев установлены статьёй 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделены отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В силу статьи 3 вышеуказанного закона Астраханской области, органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право в том числе на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области в форме субвенций, что следует из части 1 статьи 4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ (ред. от 06.12.2021) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".

В целях реализации Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" правительством Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань» перечислены субвенции на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

За счёт выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежнее место обитания.

В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Анализируя приведённые правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Между тем, исходя из представленных доказательств и пояснений стороны истца, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение бездомной собаки на ФИО1

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении обязанности компенсации морального вреда потерпевшей на администрацию муниципального образования «<адрес>» за счёт средств казны муниципального образования «<адрес>».

Подлежат также взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» за счёт средств казны муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО1 (<дата обезличена> года рождения) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» за счёт средств казны муниципального образования «<адрес>» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено и отпечатано <дата обезличена>.

Судья Т.С. Котова

2-3372/2023 ~ М-2878/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сопрунова Алла Александровна
Ответчики
Администрация Ленинского района города Астрахани
Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
Другие
Финансово-казначейское управление Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань»
Зуб Екатерина Алексеевна
МБУ г. Астрахани "Чистый город"
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Котова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
leninsky--ast.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
09.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Подготовка дела (собеседование)
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее