Дело № 2-1299/2024
УИД 18RS0001-01-2024-000373-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года город Ижевск
Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Пестрякова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Акчуриной С.С.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики Насретдиновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1299/2024 по заявлению прокурора Ленинского района г. Ижевска о признании движимого имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ижевска (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании движимого имущества - денежных средств в размере 4300 руб., хранящихся на депозитном счете Управления МВД России по г. Ижевску бесхозяйным, и обратить их в собственность Российской Федерации путем перечисления в УФССП по УР.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Ижевска поступили материалы проверки по факту выявления бесхозяйного игорного оборудования. В ходе проведения проверки установлено, что сотрудниками отделов полиции в 2015-2021 г.г. проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска. В ходе указанных проверок изъято различное движимое имущество (игровые автоматы, денежные средства).
Так, 19.12.2017 года в дежурную часть УМВД России по г. Ижевску поступило сообщение зарегистрированное в КУСП № 30999 по факту незаконной игровой деятельности по адресу: <адрес>. В рамках указанного сообщения сотрудниками УМВД России по г. Ижевску изъяты денежные средства в размере 4300 руб., которые помещены на депозит МВД по УР. Собственник денежных средств до настоящего времени не установлен, за выдачей указанного имущества в УМВД России по г. Ижевску более года никто не обращался.
Таким образом, учитывая, что изъятые в ходе проведения процессуальной проверки денежные средства собственника в настоящее время не имеют, фактически являются бесхозяйными, изъяты сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанные денежные средства подлежат обращению в собственность Российской Федерации. Материалами дела подтверждено отсутствие правопритязаний иных лиц, изъятое денежные средства имеет признаки бесхозяйного движимого имущества, в связи с чем, подлежит обращению в собственность Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления МВД России по г. Ижевску в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица УФССП по УР в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от реализации соответствующих прав и полномочий, специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведения, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 ст. 5 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В статье 9 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются пять игорных зон: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Пунктом 6 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона определено, что деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из указанных правовых норм следует, что сделки заключенные в ходе проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение закона.
В соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
В п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. Для применения статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.
19.12.2017 года сотрудниками отделов полиции г. Ижевска проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска.
В ходе проверки сотрудниками ОП №5 УМВД России по г. Ижевску было установлено, что по адресу: <адрес> выявлен факт осуществления незаконной игровой деятельности. В рамках производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по <адрес> изъяты денежные средства в сумме 4300 руб.
10.05.2018 года денежные средства в сумме 4300 руб., изъятые по адресу: <адрес> внесены на депозит в бухгалтерию Управления МВД России по г. Ижевску, что следует из приходного кассового ордера № 128 от 10.05.2018 года.
С момента изъятия и по день рассмотрения дела обращений от возможных собственников денежных средств более года не поступало.
Согласно п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Согласно статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233).
Согласно п. 1 ст. 291 Гражданского процессуального кодекса РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Статьей 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст. ст. 225, 226 ГК РФ, ст. 291 ГПК РФ необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств и не вызывать затруднений при исполнении.
Исходя из установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в сумме 4300 рублей, отвечают признакам, указанным в ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, суд считает возможным признать денежные средства бесхозяйными и обратить их в доход государства.
Факт изъятия денежных средств, признанных судебными решениями бесхозяйным имуществом, собственность на которые признана за Российской Федерацией, подтверждается представленными суду постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, протоколом осмотра, протоколам изъятия вещей и документов.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структура федеральных органов исполнительной власти», функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, компетентным органом, который организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее деятельность самостоятельно и через территориальные органы.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 № 64н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на единый казначейский счет для их зачисления на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства, в соответствии с Порядком учета и распределения. При этом в распоряжении о переводе денежных средств указываются реквизиты документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации.
Порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, установлен Положением об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» и установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В силу п. 2 настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Согласно п.п «д» п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Согласно Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 № 1756 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995» главным администратором доходов, полученных в результате взыскания в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов) назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора, с 18 апреля 2022 года является Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики.
Руководствуясь ст. 293, 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 19.12.2017░. ░ ░░░░░░░ 4300 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ 1835062680, ░░░ 184101001 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ 04131785120) ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░ 019401100, ░░░░░░░░░ ░░░░ 03100643000000011300, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 40102810545370000081, ░░░░░ 94701000 (░. ░░░░░░), ░░░ 32211705010016000180.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░