Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2012/2023 ~ М-1690/2023 от 27.10.2023

УИД 25RS0039-01-2023-002742-60                                                                     2-2012/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.12.2023 года                                                             с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,

с участием прокурора Бокач В.Р.,

при секретаре Дороховой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьевой ФИО8 к Воробьеву ФИО9 о признании отсутствующим права на получение единовременных выплат, в связи с гибелью военнослужащего,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Воробьеву Б.Н., указывая на то, что она состояла в зарегистрированном браке с ответчиком, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. В период брака родился сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В феврале 2023 года Воробьев М.Б. поступил на военную службу по контракту.

ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции (далее – СВО) на территории Украины, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, ФИО1 погиб.

В связи с гибелью Воробьева М.Б., Министерством Обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей» (далее – Указ от ДД.ММ.ГГГГ ), п. 3 ст. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ) матери погибшего (истцу), отцу погибшего (ответчику) и супруге погибшего ФИО6 полагаются единовременные выплаты и единовременного пособия в равных долях.

Вместе с тем, истец считает необходимым признать отсутствующим у ответчика Воробьева Б.Н. права на выплату причитающейся ему страховой суммы, единовременной выплаты и единовременного пособия, поскольку он, будучи обязанным к уплате алиментов на содержание сына в соответствии с судебным решением, алименты не платил, воспитанием сына до его совершеннолетия не занимался, не интересовался его судьбой, здоровьем и увлечениями, родственные связи с сыном не поддерживал.

В силу действующего законодательства ответчик, уклонявшийся от выполнения обязанностей родителя, не может претендовать на получение выплат, предусмотренных законом в связи с гибелью военнослужащего при исполнении своих обязанностей, а полагаемые ответчику суммы должны быть распределены в равных долях между матерью погибшего и его супругой.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ответчик не был лишен родительских прав в отношении сына, истец полагает, что его уклонение от исполнения родительских обязанностей при жизни сына препятствует получению каких-либо сумм, связанных с его смертью.

Просит признать отсутствующим у ответчика права на получение выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ, Указом Президента РФ от 05 марта 2022 №98, Федеральным законом от 07.11.2011 года №306-ФЗ, в связи с гибелью военнослужащего Воробьева М.Б.

Истец Воробьева Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что за 2 года до расторжения брака семья фактически распалась. С этого времени ответчик устранился от воспитания ребенка, алиментные обязательства не исполнял, никогда не интересовался, в чем нуждается ребенок, где отдыхает на летних каникулах, какие у него интересы, чем увлекается его сын. На похороны сына явился без цветов, не предложив никакой помощи в организации похорон, однако заявление о выплате причитающихся компенсаций ответчик направил в войсковую часть, как только сообщили о гибели сына. Полагает, что ответчик в силу самоустранения от воспитания и содержания ребенка, не имеет прав на получение социальных выплат в связи с гибелью военнослужащего.

Ответчик Воробьев Б.Н., уведомленный надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил заявление, адресованное на имя командира войсковой части 30926, заверенное нотариусом Надеждинского нотариального округа Приморского края об отказе от причитающихся ему по закону компенсаций, в связи с гибелью сына ФИО1, а именно: страховой суммы по 52-ФЗ от 28.03.1998г., единовременного пособия по 306-ФЗ от 07.11.2011г. и выплат по Указу Президента №98 от 05.03.2022г., а также заявление о признании иска.

Представители третьих лиц - войсковой части 30926, АО «СОГАЗ», Министерства Обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Приморскому краю» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители АО «СОГАЗ», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Приморскому краю» – направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на исковое заявление, из которого следует, что признание утратившим члена семей погибшего военнослужащего на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия подлежит установлению в судебном порядке. Единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Воробьевой Е.Г. и ФИО6 перечислена ДД.ММ.ГГГГ. Документы на единовременную выплату ответчику Воробьеву Б.Н., предусмотренную Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения от командования войсковой части не поступали.

Выслушав истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Воробьева Е.Г. и ответчик Воробьев Б.Н. состояли в зарегистрированном браке, их брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии № , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о рождении серии № IV-BC , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС Уссурийского горсовета народных депутатов Приморского края, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан Воробьев Б.Н., в графе «мать» указана Воробьева Е.Г.

Из свидетельства о смерти серии III-BC , выданного Управлением записи актов гражданского состояния администрации Уссурийского городского округа Приморского края, следует, что ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти: РФ, Донецкая Народная Республика, <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти .

Извещением военного комиссара <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, ФИО1 погиб ДД.ММ.ГГГГ

Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от 28.03.1998 года № 52-ФЗ.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3

п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Из абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ следует, что выплачивается страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.

Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

Так, согласно п. п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ. При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции РФ, в частности статьями 2, 7, 39 (частями 1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 (частями 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 19 мая 2014 года № 15-П, от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и 42 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ); меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ); единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, единовременную выплату, единовременную материальную помощь, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В абз. 1, 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44).

В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (п.п. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Согласно сведениям, представленным ОСП по Уссурийскому городскому округу ГУФССП по Приморскому краю, следует, что в отношении Воробьева ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения исполнительное производство о взыскании алиментов на ФИО1 отсутствует, в связи с истечением срока хранения материалов исполнительного производства.

В ходе подготовки, ответчик указал, что алименты выплачивал непродолжительное время, впоследствии прекратил выплаты, т.к. денежных средств едва хватало на собственные нужды. Не отрицал доводы истца, что действительно не интересовался до совершеннолетия судьбой ребенка, его учебой, увлечениями, не знает в каких санаториях и летних детских лагерях был его сын.

Таким образом, обстоятельства уклонения ответчика от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего сына ФИО1 нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Учитывая установленные судом обстоятельства, а также добровольный отказ ответчика от причитающихся ему компенсационных выплат и вышеназванные положения закона, принимая во внимание признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Воробьевой Е.Г. о признании отсутствующим у ответчика права на выплату единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ, Указом Президента РФ от 05 марта 2022 №98, Федеральным законом от 07.11.2011 года №306-ФЗ, в связи с гибелью военнослужащего ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воробьевой ФИО10 к Воробьеву ФИО11 о признании отсутствующим права на получение единовременных выплат, в связи с гибелью военнослужащего, - удовлетворить.

Признать отсутствующим у Воробьева ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан Советским РУВД г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ) права на получение единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ, в связи с гибелью военнослужащего – Воробьева ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По вступлению решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры, наложенные определением Надеждинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в виде:

запрета АО «СОГАЗ», ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921, производить Воробьеву ФИО13, и иным лицам, денежные выплаты, предусмотренные ФЗ от 28.03.1998 года № 52-ФЗ, ФЗ от 07.11.2022 № 306-ФЗ, в связи с гибелью Воробьева М.Б.;

запрета ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Приморскому краю», ИНН 2536237284, ОГРН 1102536013392, производить Воробьеву ФИО14, и иным лицам, денежные выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с гибелью ФИО1

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                     Новичихина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2023

2-2012/2023 ~ М-1690/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воробьева Елена Григорьевна
Прокурор Надеждинского района
Ответчики
Воробьев Борис Николаевич
Другие
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Приморскому краю"
Войсковая часть № 30926
АО "Согаз"
Министерство обороны РФ
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Новичихина Н.А.
Дело на странице суда
nadezhdinsky--prm.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Подготовка дела (собеседование)
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024Дело оформлено
29.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее