Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 13 июля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Рогаткове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1445/2023 по административному исковому заявлению Гришнякова Александра Александровича, Каляшина Александра Ивановича, Жидовой Ольги Николаевны, Жидовой Ирины Анатольевны, Здоровой Любови Викторовны, общества с ограниченной ответственностью «Ричмарк», общества с ограниченной ответственностью «Диана Спорт», общества с ограниченной ответственностью «Ягодинское предприятие Монолит» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административные истцы Гришняков Александр Александрович, Каляшин Александр Иванович, Жидова Ольга Николаевна, Жидова Ирина Анатольевна, Здорова Любовь Викторовна, общество с ограниченной ответственностью «Ричмарк», общество с ограниченной ответственностью «Диана Спорт», общество с ограниченной ответственностью «Ягодинское предприятие Монолит» обратились в Самарский областной суд с административным иском с учетом уточнений об установлении кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимого имущества:
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 195,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 973 543 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1209,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 17 883 172 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 29,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 721 390 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 23,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 457 696 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 91,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 551 529 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 268,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 590 937 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 412,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 9 709 284 рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 453,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 10 547 984 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками спорных объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которых определена Приказом Министерства имущественных отношений от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021. Установленная кадастровая стоимость каждого объекта не соответствует их рыночной стоимости, которая определена отчетами об оценке ООО «РусОценка», чем нарушаются права и законные интересы каждого административного истца, поскольку влечет увеличение налогов, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов.
Административные истцы Гришняков Александр Александрович, Каляшин Александр Иванович, Жидова Ольга Николаевна, Жидова Ирина Анатольевна, Здорова Любовь Викторовна, общество с ограниченной ответственностью «Ричмарк», общество с ограниченной ответственностью «Диана Спорт», общество с ограниченной ответственностью «Ягодинское предприятие Монолит», административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица, администрация г.о. Тольятти, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменном отзыве на иск с учетом дополнений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорных объектов, определенная в отчетах об оценке с учетом уточненного, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты. Ранее направленное ходатайство о назначении судебной экспертизы отзывает.
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что правообладателями спорных объектов недвижимого имущества являются административные истцы:
- Гришняков Александр Александрович и Каляшин Александр Иванович по 1/2 доли каждый нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 195,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- общество с ограниченной ответственностью «Ричмарк»:
нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1209,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 29,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 23,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 91,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- общество с ограниченной ответственностью «Ягодинское предприятие Монолит» – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 268,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- общество с ограниченной ответственностью «Диана Спорт» – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 412,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- Жидова Ольга Николаевна 2/5 доли, Жидова Ирина Анатольевна 2/5 доли, Здорова Любовь Викторовна 1/5 доли – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 453,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
В сведения ЕГРН в отношении указанного имущества внесена информация об определении кадастровой стоимости приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в отношении объекта
с кадастровым номером № в размере 5 857 477,16 рублей,
с кадастровым номером № в размере 18 135 748, 86 рублей,
с кадастровым номером № в размере 954 025, 90 рублей,
с кадастровым номером № в размере 760 365, 62 рублей,
с кадастровым номером № в размере 2 906 105, 91 рублей,
с кадастровым номером № в размере 7 737 122, 11 рублей,
с кадастровым номером № в размере 11 046 825, 70 рублей,
с кадастровым номером № в размере 12 719 718, 12 рублей.
Административные истцы, являясь собственниками указанных объектов, обязаны уплачивать налог на имущество, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости помещения в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов каждого административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административные истцы воспользовались предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 19.05.2023 обратились с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 13/0323-1 от 04.04.2023 и № 13/0323-1-У от 20.06.2023 оценщика Орловой А.А. независимой оценочной компании ООО «РусОценка» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 каждого объекта
с кадастровым номером № в размере 4 973 543 рублей,
с кадастровым номером № в размере 17 883 172 рублей,
с кадастровым номером № в размере 721 390 рублей,
с кадастровым номером № в размере 457 696 рублей,
с кадастровым номером № в размере 1 551 529 рублей,
с кадастровым номером № в размере 6 590 937 рублей,
с кадастровым номером № в размере 9 709 284 рублей,
с кадастровым номером № в размере 10 547 984 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты с учетом произведенных коррективов не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости каждого помещения равной его рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 19.05.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Гришнякова Александра Александровича, Каляшина Александра Ивановича, Жидовой Ольги Николаевны, Жидовой Ирины Анатольевны, Здоровой Любови Викторовны, общества с ограниченной ответственностью «Ричмарк», общества с ограниченной ответственностью «Диана Спорт», общества с ограниченной ответственностью «Ягодинское предприятие Монолит» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 973 543 (четыре миллиона девятьсот семьдесят три тысячи пятьсот сорок три) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 17 883 172 (семнадцать миллионов восемьсот восемьдесят три тысячи сто семьдесят два) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 721 390 (семьсот двадцать одна тысяча триста девяносто) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 457 696 (четыреста пятьдесят семь тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 551 529 (один миллион пятьсот пятьдесят одна тысяча пятьсот двадцать девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 590 937 (шесть миллионов пятьсот девяносто тысяч девятьсот тридцать семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 9 709 284 (девять миллионов семьсот девять тысяч двести восемьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 10 547 984 (десять миллионов пятьсот сорок семь тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 19.05.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.
Судья И.А. Щетинкина