Дело № 2-3688/2024
УИД - 39RS0001-01-2024-003152-25
Строка стат. отчета 2.118
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2024 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего Мануковская М.В.,
при секретаре Ушаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинградского района г. Калининград к ООО «Управляющая компания «Комфорт» о возложении обязанности привести игровое оборудование детской площадки до нормативных требований,
третьи лица: администрация городского округа г. Калининград, Министерство регионального контроля и надзора Калининградской области, Министерство спорта Калининградской области, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Калининградской области, Министерство социальной политики Правительства Калининградской области, Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, ИП ФИО4, ФИО1, ООО Мегаполис-Жилстрой»,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокуратура <адрес> обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда с привлечением специалиста в области технической эксплуатации и обслуживания детского инфраструктурного оборудования по обращению гражданина относительно вопроса ненадлежащего содержания детской площадки, расположенной между домами 10 и 12 по <адрес> в <адрес> в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт» по адресу: <адрес> выявлены значительные нарушения федерального законодательства при эксплуатации и содержании детской игровой площадки. Данные нарушения подвергают жизнь и здоровье несовершеннолетних опасности и являются нарушением федерального законодательства, в том числе положений статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которым целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, содействие физическому развитию, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В адрес ответчика внесено представление, которое в установленные сроки со стороны ООО УК «Комфорт» в полном объеме не выполнено.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (далее – постановление). Решением Арбитражного суда г. Калининград от ДД.ММ.ГГГГ №№ ООО УК «Комфорт» привлечено к административной ответственности.
Ссылаясь на изложенное, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточнения, истец просит привести игровое оборудование детской игровой площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:15:133003:8 многоквартирных домов 10 и 12 по <адрес> в <адрес> в соответствии с п.п.6 ГОСТР Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и ударяют с игровой площадки).
Истец в лице помощника прокурора ФИО5 в ходе судебного заседания требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО6 против удовлетворения требований возражал, просил учесть, что детская площадка является общим имуществом дома, решение собственников о порядке пользования детской площадкой, консервации, замене, реконструкции и модернизации не принималось, в связи с чем, организация не наделена самостоятельностью полномочий. Кроме того, просил учесть суд, что дом передан в управление от застройщика в соответствующей комплектации, паспорта, сертификаты на детский инвентарь, тренажеры представить не представляется возможным, поскольку они имеют импортное происхождение, а из за геополитической обстановки в данной области введен санкционный режим. Кроме того, срок эксплуатации данного оборудования (10 лет) истекает в сентябре 2024, в связи с чем дальнейшая эксплуатация оборудования сомнительна.
Иные ответчики явку в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежаще.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу пункта 2 статьи 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Кроме того, суд учитывает, что информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
На основании п. 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, в данном случае ответчик.
На основании изложенного, суд, считает возможным рассмотреть настоящий спор при состоявшейся явке в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу указанной нормы федерального закона дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, созданием благоприятных условий отдыха граждан (ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3).
Пункт 36 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что благоустройство территории поселения – комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание конструкций, которые располагаются на территории МКД.
Общие требования к безопасности конструкции и оборудования, покрытий детских игровых площадок установлены «Национальным стандартом ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТР Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» который распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования.
В силу п. 4.3.2 ГОСТ Р 52169-2012, конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость.
Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.) (п. 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012).
Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается (п. 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012).
Согласно п. 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Виды ударопоглощающих покрытий зоны приземления выбираются из расчета критической высоты падения (рыхлая почва, торф, древесная кора или стружка, песок и др.).
В соответствии с п. 4.3.26.5 ГОСТ Р 52169-2012, покрытие в зоне приземления должно быть свободно от каких-либо элементов с острыми концами или опасных выступов.
Пространство внутри, на и вокруг оборудования, которое может быть занято ребенком, не должно содержать препятствий, которые ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы (п. 4.3.26.12 ГОСТ Р 52169-2012).
Пунктом 4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012 установлено, что подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил № 491, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п.п.1-2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 (Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок) для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В силу пункта 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В связи с этим содержание элементов благоустройства в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от отсутствия либо наличия обстоятельств, перечисленных заявителем в кассационной жалобе (отсутствие акта приема-передачи детской площадки управляющей компанией, отсутствие паспорта безопасности объекта, строительство детской площадки без согласования с управляющей компанией).
Согласно ч.1 ст.12 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
- по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
- по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
- по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
- по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В силу ч.2 указанной статьи, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Судом установлено и как следует из материала дела, по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда с привлечением специалиста ИП ФИО7 проверки по обращению гражданина относительно ненадлежащего содержания детской площадки, расположенной между домами 10 и 12 по <адрес> в <адрес> установлено следующее.
ООО «Управляющая компания «Комфорт», являясь управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирными домами № и № по <адрес> в <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Данные многоквартирные дома расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:133003:8. На данном земельном участке расположена детская игровая площадка. По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 9.30 проверки в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт» по вышеуказанному адресу (<адрес>) выявлены следующие нарушения федерального законодательства при эксплуатации и содержании детской игровой площадки: - на оборудовании Качалка, Качалка-балансир детской игровой площадки нарушена зоны безопасности, чем нарушен пункт 4.2.8.4. ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.26.1. ГОСТ Р 52169-2012. Оборудование установлено с нарушением инструкции изготовителя. Нарушены зоны безопасности. Граница зоны приземления должна быть на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления, - на оборудовании Качалка, Качели детской игровой площадки обнаружено нарушение установки оборудования требованиям инструкций изготовителя, чем нарушен пункт 5.2 ГОСТ 34614.7-2019. Оборудование должно быть установлено в соответствии с инструкциями изготовителя, - на оборудовании Качалка, Песочница, Качалка-балансир, Карусель, Качели, Детский игровой комплекс (ДИК) детской игровой площадки отсутствует паспорт на оборудование, чем нарушен пункт 5.2 ГОСТ 34614.7-2019 и пункт 7.4 ГОСТ Р 52301— 2013. Оборудование должно быть установлено в соответствии с инструкциями изготовителя, вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению. Должен быть обеспечен постоянный доступ персонала к документации во время осмотров, обслуживания и ремонта оборудования, - на оборудовании Качалка детской игровой площадки обнаружено нарушение целостности элементов, чем нарушен пункт 4.1 ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.2 ГОСТ Р 52169-2012. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, - на оборудовании Карусель детской игровой площадки превышена высота от поверхности площадки до основания карусели, чем нарушены пункты 5.2.3-5.2.4 ГОСТ 34614.5-2019. Размеры конструкции карусели, расстояние от нижней плоскости платформы до поверхности игровой площадки должно быть от 60 - 110 мм, - на оборудовании Карусель детской игровой площадки нарушены зоны безопасности, чем нарушен пункт 4.3. ГОСТ 34614.5-2019 и пункт 5.4.3. ГОСТ Р 52300- 2013. Ширина зоны безопасности карусели должна составлять не менее 2000 мм, - на оборудовании Карусель детской игровой площадки обнаружены опасные выступы в зоне падения с оборудования, чем нарушен пункт 4.2.8.4 ГОСТ 34614.1-2019. В зоне падения не должно быть препятствий, на которые ребенок может упасть и получить травму, например обнаженных элементов фундамента оборудования и т.д., - на оборудовании Карусель детской игровой площадки отсутствует маркировка, чем нарушен пункт 6.2 ГОСТ Р 52169-2012 и пункт 8 ГОСТ Р 56440-2015. На оборудование должна быть нанесена четкая маркировка, устойчивая к истиранию, - на спортивном оборудовании (лиана) не соответствуют зоны безопасности, чем нарушен пункт 4.3.26.1 ГОСТ Р 52169-2012. Граница зоны приземления должна быть на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления; пункт 4.12 ГОСТ Р 55677-2013. Каждая часть оборудования, которая легко доступна пользователю на поверхности, расположенной на высоте более 1000 мм, считается игровой конструкцией и должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52169 (подпункты 4.3.22, 4.3.23, 4.3.23.11, 4.3.25, 4.3.26, 4.3.27), - на Спортивное оборудование (Лиана, Лестница, Тренажер, Брусья, Лестница, Волейбольная стойка) детской площадки отсутствует паспорт, чем нарушен пункт 4.1 ГОСТ Р 55679-2013. Монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами, - на Спортивное оборудование (Лиана, Лестница, Брусья, Тренажер, Лестница, Волейбольная стойка) детской площадки отсутствует маркировка, чем нарушены пункты 6.1-6.2 ГОСТ Р 55677-2013. На каждую единицу оборудования на видном и доступном для ознакомления месте наносят маркировку или устанавливают идентификационную табличку. Информация, позволяющая идентифицировать конкретное оборудование, должна быть записана в эксплуатационных документах (паспорте), - на оборудовании Качели детской игровой площадки элементы из металла имеют коррозию, чем нарушен пункт 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012 и пункт 4.1.4. ГОСТ 34614.1-2019. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов), - на оборудовании Качели, Детский игровой комплекс (ДИК) детской игровой площадки имеются не защищенные выступающие концы болтового соединения, чем нарушен пункт 4.2.5 ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.9. ГОСТ Р 52169-2012. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, - на оборудовании Качели, Качалка - балансир детской игровой площадки обнаружено внесение изменений, чем нарушены требования пункта 8.2.9 ГОСТ 34614.7- 2019. Изменение конструкции оборудования (внесение изменений в конструкцию не допускается), - на оборудовании Качели, Карусель, Детский игровой комплекс (ДИК) детской игровой площадки обнаружено нарушение целостности элементов, чем нарушен пункт 4.1 ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.2. ГОСТ Р 52169-2012. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, - на оборудовании Качели детской игровой площадки обнаружено не соответствие внутреннего размера соединительных звеньев цепи, чем нарушен пункт 4.3.32.3 ГОСТ Р 52169-2012 и пункт 4.2.13 ГОСТ 34614.1-2019. Внутренний размер соединительных звеньев должен быть менее 8,6 или более 12 мм в любом направлении звена, - на оборудовании Качели, Спортивное оборудование (лестница) детской игровой площадки имеются места возможного защемления (застревание) головы и шеи пользователя, чем нарушен пункт 4.2.7.2. ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.23.3 ГОСТ Р 52169-2012. Защемление (застревание) головы и шеи пользователя в игровом оборудовании недопустимо, - на Игровом оборудование (песочница) обнаружено препятствие которое может стать причиной травмы при ударе о них, чем нарушен пункт 4.2.8.6 ГОСТ 34614.1-2019. Защита от травм, вызванных другими видами движения: Пространство внутри или вокруг оборудования, которое занято пользователем, не должно содержать непредвиденных для пользователя препятствий, которые могут стать причиной травмы при ударе о них на оборудовании Детский игровой комплекс (ДИК) обнаружено нарушение ударопоглащающего покрытия, чем нарушен пункт 4.2.8.5.2 ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012. Для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия, - на оборудовании Детский игровой комплекс (ДИК) имеются шероховатые поверхности, чем нарушен пункт 4.2.5. ГОСТ 34614.1-2019 и пункт 4.3.8. ГОСТ Р 52169- 2012. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается, - на оборудовании Детский игровой комплекс (ДИК) элементы из металла имеют коррозию, чем нарушен пункт 4.3.3 ГОСТ Р 52169-2012 и пункт 4.1.4. ГОСТ 34614.1-2019. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов), - на оборудовании Детский игровой комплекс (ДИК) имеются нарушения в конечном участке элемента Горка, чем нарушен пункт 4.5 ГОСТ 34614.3-2019. Высота конечного участка от уровня поверхности площадки не соответствует требованиям ГОСТ, - на спортивном оборудовании Тренажер нарушены зоны безопасности, чем нарушен пункт 4.3.26.1 ГОСТ Р 52169-2012. Граница зоны приземления должна быть на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления, - на спортивном оборудовании Тренажер обнаружены выступающие концы болтовых соединений, чем нарушен пункт 4.3.3.4 ГОСТ Р 57538-2017. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, - на спортивном оборудовании (брусья, лестница) в зоне падения имеются элементы фундамента, чем нарушен пункт 4.3.27.7. ГОСТ Р 52169-2012. В зоне падения не должно быть препятствий, на которые ребенок может упасть и получить травму, например обнаженных элементов фундамента оборудования и т.д., - на спортивном оборудовании (брусья, лестница) обнаружено нарушение ударопоглащающего покрытия, чем нарушен пункт 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012. Для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия, - на спортивном оборудовании Тренажер обнаружены шероховатые поверхности, чем нарушен пункт 4.3.3.2 ГОСТ Р 57538-2017. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю, недопустимо, - на Спортивном оборудование (волейбольная стойка) отсутствует возможность регулирования сетки по высоте, чем нарушен пункт 3.1.4.1. ГОСТ Р 56433-2015. Закрепленная на стойках сетка должна иметь диапазон регулирования по высоте от покрытия игрового поля 2000-2500 мм. Вышеуказанные нарушения подвергают жизнь и здоровье несовершеннолетних опасности и являются нарушением федерального законодательства, в том числе положений статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которым целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, содействие физическому развитию, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В адрес ответчика внесено представление, которое в установленные сроки со стороны ООО УК «Комфорт» в полном объеме не выполнено.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (далее – постановление). Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ООО УК «Комфорт» привлечено к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. Во исполнение требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" действуют: -межгосударственный стандарт ГОСТ 34614.7-2019 «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 7. Руководство по установке, контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации» (далее - ГОСТ 34614.7-2019), -национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52169-2012), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56440-2015 "Оборудование спортивное универсальное свободного доступа. Требования и методы испытания с учетом безопасности" (далее - ГОСТ Р 56440-2015), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55679-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 55679-2013), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55677-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 55677-2013), - в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 34614.5-2019 "Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 5. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний каруселей" (далее - ГОСТ 34614.5-2019), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57538-2017 "Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 57538-2017), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52169-2012), - в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 34614.1-2019 "Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34614.1-2019), - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок» (далее - ГОСТ Р 52300-2013), - национальный стандарт Российской федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность пи эксплуатации. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52301-2013), - межгосударственный стандарт ГОСТ 34614.3-2019 «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 3. Дополнительные требования безопасности и методы испытаний горок» (далее - ГОСТ 34614.3-2019). - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56433-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование волейбольное. Функциональные требования безопасности и методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 56433-2015).
Сторонами не оспаривается, что выявленные элементы детской спортивной площадки не соответствуют требованиям ГОСТ, что создает угрозу травматизма, угрозы жизни и здоровью граждан. Аналогичные сведения сообщил в ходе опроса ИП ФИО4
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ООО «Управляющая компания «Комфорт» обязанности по приведению игрового оборудования детской игровой площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № многоквартирных домов 10 и 12 по <адрес> в <адрес> в соответствии с п.п.6 ГОСТР Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и ударяют с игровой площадки).
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд определил разумный срок для исполнения указанного обязательства в течение 6-ти месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу,
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Ленинградского района г. Калининград к ООО «Управляющая компания «Комфорт» о возложении обязанности привести игровое оборудование детской площадки до нормативных требований, - удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания «Комфорт (ИНН 3906996570) в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения привести игровое оборудование детской игровой площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № многоквартирных домов 10 и 12 по <адрес> в <адрес> в соответствии с п.п.6 ГОСТР Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а именно при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и ударяют с игровой площадки).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд
г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2024 года.
Судья М.В. Мануковская