Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1874/2024 ~ М-1299/2024 от 19.03.2024

Дело № 2а-1874/2024

УИД 73RS0001-01-2024-001986-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2024 года                                                                                                 г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Шабинской Е.А.,

при секретаре Махмутовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Санатуллиной Наили Ниязетдиновны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении земель незаконным, обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Санатуллина Н.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении земель незаконным, обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Требования мотивированы тем, что Санатуллина Н.Н. обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка было отказано.

Причинами в принятии решения об отказе послужили следующие обстоятельства. В нарушение пункта 4 Требований к подготовке схемы, представленная схема выполнена без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением Администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, формируемый земельный участок расположен в границах оползневой зоны в границах допустимой застройки. Несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории её форме, формату или требованиям к её подготовке является основанием для отказа в утверждении такой схемы, предусмотренным пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Санатуллина Н.Н. с данным отказом не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу<адрес>, площадью 1102 кв.м., вид разрешенного использования: «индивидуальное жилищное строительство» принадлежит Санатуллиной Н.Н. на праве собственности.

Санатуллина Н.Н. предоставила в уполномоченный орган схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанную кадастровым инженером в соответствии с ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 №221-ФЗ и Требованиями, утвержденными приказом Росреестра от 19.04.2022 №П/0148, в том числе с учетом Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ .

Из оспариваемого решения об отказе и его содержания не ясно, каким образом Министерство установило несоответствие предоставленной схемы установленным требованиям в части несоответствия или отсутствия информации, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ .

Предоставленная схема содержит в себе информацию, установленную Правилами землепользования и застройки, в том числе, указание на территориальную зону и установленный ею градостроительный регламент для указанного земельного участка.

Однозначно неясно какой нормой уполномоченный орган руководствовался при установлении данного «несоответствия».

Кроме того, Министерство в отказе ссылается на полученные сведения о нахождении формируемого земельного участка в границах оползневой зоны в границах допустимой застройки.

Однако каким именно нормативным актом это установлено, в отказе конкретно не указано.

В отказе содержится вывод о том, что указанный земельный участок ограничен в обороте в связи с тем, что он подвержен деградации ввиду его нахождения в пределах оползневой зоны. Исходя из этого, Министерство делает вывод о несоответствии представленной схемы и отказывает в перераспределении земли.

Отказ Министерства не содержит нормативного обоснования необходимости содержания в схеме сведений о нахождении образуемого земельного участка в границах оползневой зоны, сведений, о которой могут или не могут быть отражены в Правилах землепользования и застройки муниципального образования.

Строительство в границах допустимой застройки оползневой зоны возможно с получением специальных технических условий в МБУ «Управление инженерной защиты» муниципального образования «город Ульяновск». Закон не содержит запрета на строительство объектов капитального строительства как в оползневой зоне, как в границах допустимой застройки, так и за ее пределами.

Кроме того, необходимость указания на отражение в схеме границ допустимой застройки оползневой зоны установленной в Правилах землепользования и застройки, ввиду отсутствия запрещающего строительство и перераспределения земли фактора законом не установлена. Помимо этого, представленная схема, как было указано ранее, содержит необходимую информацию, установленную Правилами землепользования и застройки. Оснований не доверять изготовленной кадастровым инженером схеме не имеется.

Санатуллина Н.Н. просит суд признать выданное ей решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении – незаконным; обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить с Санатуллиной Н.Н. соглашение о перераспределении земельного участка площадью 1102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и части неразграниченных земель, находящихся в муниципальной собственности площадью 129 кв.м., согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В судебное заседание истица не явилась. Представитель истицы Кошуров Д.С. на иске настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, отзыв не направил.

Представители заинтересованных лиц администрации города Ульяновска, Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились, судом извещались.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что Санатуллина Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (л.д. 16-21).

Также Санатуллина Н.Н. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером площадью 45,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в удовлетворении указанного заявления по причине того, что в нарушение пункта 4 Требований к подготовке Схемы, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, представленная Схема выполнена без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ . По сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, формируемый земельный участок расположен в границах оползневой зоны в границах допустимой застройки. Земельные участки, находящиеся в пределах оползневой зоны, относятся к землям подвергшимся деградации. Соответственно такие земли ограничиваются в обороте, поскольку оползень, приводящей к движению пород препятствует использованию земель по назначению. Несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории её форме, формату или требованиям к её подготовке является основанием для отказа в утверждении такой схемы, предусмотренным пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Министерство отказало в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка и в утверждении схемы на основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (л.д. 9-10).

Вместе с тем с данным отказом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 11.7. Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 39.28. ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 3 ст. 39.28. ЗК РФ).

Согласно пунктов 3 и 4 ст. 11.10. ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (п.п.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В данном случае административным ответчиком отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, а также в связи с тем, что испрашиваемый участок является ограниченным в обороте и не представляется в частную собственность, поскольку расположен в границах оползневой зоны.

Вместе с тем, суд находит необоснованным вывод административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок органичен в обороте ввиду его расположения на землях подвергшихся деградации.

Действительно, согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пп. 12 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Согласно п. 7 ст. 13 ЗК РФ в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако суду не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок в установленном порядке признавался, подвергшимся именно деградации (само по себе возможное нахождение его в оползневой зоне не подтверждает, что он подвергся деградации), в отношении него принималось решение или проводилась рекультивация либо принималось решение о его консервации.

Таким образом, вывод административного ответчика о том, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным, следовательно, отказ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

На Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует возложить обязанность заключить с Санатуллиной Н.Н. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 1102 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в муниципальной собственности, площадью 129 кв.м., согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Санатуллиной Наили Ниязетдиновны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в образовании земельного участка для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить с Санатуллиной Наилей Ниязетдиновной соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 1102 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в муниципальной собственности, площадью 129 кв.м., согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    Е. А. Шабинская

В окончательной форме решение изготовлено 03.05.2024 года.

2а-1874/2024 ~ М-1299/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Санатуллина Н.Н.
Ответчики
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Другие
Администрация г. Ульяновска
Управление Росреестра по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Шабинская Е. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
19.03.2024Регистрация административного искового заявления
20.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее