Гражданское дело №
УИД 47RS0№-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 16 октября 2020 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 20 октября 2020 года.
16 октября 2020 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,
при секретаре Ивановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Любови Николаевны, Фролова Сергея Ивановича к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании договора передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан частично недействительным,
УСТАНОВИЛ:
истцы Фролова Л.Н., Фролов С.И. обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в котором просили признать недействительным договор заключенный Дата ФИО2, ФИО3 № передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан в части указания в пункте 4 занимаемой комнаты размером 19,57 кв.м.; признать право владения и пользования комнатами площадью 5,6 и 14,2 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указали, что в <адрес> находиться жилой <адрес>. 5-комнатная <адрес> данном доме принадлежала администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. 02.09.1999 г. Представителем наймодателя ЖРЭП-1 и Фроловым Сергеем Ивановичем был подписан договор социального найма жилого помещения – жилой комнаты площадью 19,75 кв.м. указанной квартиры. В ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» содержались сведения о регистрации по месту жительства по этому же адресу и о занятии указанной комнаты семьей в составе: Фролов И.М., Фролова Л.Н. и Фролов С.И. с 06.10.1981 г. и Фролов П.И. с 21.12.2004 г.
27.12.2005 г. истцы подали заявление в администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о передаче занимаемой комнаты в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации. Фроловы И.М. и П.И. отказались от участия в приватизации.
Дата Фроловы Л.Н. и С.И. подписали договор № передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан, по условиям которого муниципальное образование «<адрес>» <адрес> передало истцам 34/139 долей в праве на квартиру, из них 3/4 доли приобрела Фролова Л.Н., 1/4 долю Фролов С.И.; было установлено право владения и пользования комнатой площадью 19,57 кв.м. Дата была произведена государственная регистрация права общей долевой собственности с указанием того, что в пользование Фроловых Л.Н. и С.И. поступает комната 19,57 кв.м.
Фактически же семья Фроловых всегда занимала две изолированных комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м., сумма их площадей составляет 19, 75 кв.м. 31.03.2006 г. паспортная служба ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» выдала справку о регистрации семьи Фроловых, занимающей две комнаты (19,57 кв.м.) в данной квартире. В Выборгское БТИ для заключения была предоставлена характеристика жилого помещения, согласно которой семья съемщика Фролова занимает две комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м. – всего 19,75 кв.м. <адрес>ю 19,57 кв.м. занимает ФИО9, у которой в собственности 35/139 долей в праве на квартиру.
Таким образом, в договоре от Дата ошибочно указана одна комната вместо двух и ошибочно указана площадь помещений, поступающих в наше пользование: 19,57 кв.м. вместо 5,56 и 14,19 кв.м.
Истцы направили администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области предложение внести изменение в договор, указав в нем правильное количество комнат, поступающих в пользование истцов, и их площадь. В ответ получили письмо от 24.06.2019 г. в котором отмечено, что в справке формы 9 от 26.12.2005 г. содержится информация о том, что истцы занимают одну комнату в 4-комнатной квартире, а из поэтажного плана следует, что «на 4 этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> расположено только одно жилое помещение, в виде однокомнатной квартиры площадью 19,57 кв.м.»; у администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области отсутствуют правовые основания для внесения изменений в договор передачи жилого помещения в коммунальной квартире № 38628 от 15.02.2006 г.»
Таким образом, сторона договора уклонилась от решения проблемы, которая заключается в том, что согласно имеющимся договорам Фроловы Л.Н. и С.И., и Гусева Р.А. вправе занимать одну и ту же комнату квартиры, а комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м. не переданы в пользовании никому.
Учитывая изложенное, истцы, просят защиты нарушенного права в судебном порядке.
В заседание суда истцы Фролова Л.Н., Фролов С.И., извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились, направили представителя Асаева Л.А., который требования поддержал.
Ответчик администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Фролов П.И., Фролов И.М., Гусева Р.А., Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области, в заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 02.09.1999 г. представителем наймодателя ЖРЭП-1 и Фроловым Сергеем Ивановичем был подписан договор социального найма жилого помещения – жилой комнаты площадью 19,75 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
В ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» содержались сведения о регистрации по месту жительства по этому же адресу и о занятии указанной комнаты семьей в составе: Фролов И.М., Фролова Л.Н. и Фролов С.И. с 06.10.1981 г. и Фролов П.И. с 21.12.2004 г.
27.12.2005 г. истцы подали заявление в администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о передаче занимаемой комнаты в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации. Фроловы И.М. и П.И. отказались от участия в приватизации.
15.02.2006 г. Фроловы Л.Н. и С.И. подписали договор №38628 передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан, по условиям которого муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области передало истцам 34/139 долей в праве на квартиру, из них 3/4 доли приобрела Фролова Л.Н., 1/4 долю Фролов С.И.; было установлено право владения и пользования комнатой площадью 19,57 кв.м.
05.05.2006 г. была произведена государственная регистрация права общей долевой собственности с указанием того, что в пользование Фроловых Л.Н. и С.И. поступает комната 19,57 кв.м.
Фактически же семья Фроловых всегда занимала две изолированных комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м., сумма их площадей составляет 19, 75 кв.м. 31.03.2006 г. паспортная служба ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» выдала справку о регистрации семьи Фроловых, занимающей две комнаты (19,57 кв.м.) в данной квартире. В Выборгское БТИ для заключения была предоставлена характеристика жилого помещения, согласно которой семья съемщика Фролова занимает две комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м. – всего 19,75 кв.м. Комнату площадью 19,57 кв.м. занимает Гусева Р.А., у которой в собственности 35/139 долей в праве на квартиру.
Таким образом, в договоре от 15.02.2006 г. ошибочно указана одна комната вместо двух и ошибочно указана площадь помещений, поступающих в наше пользование: 19,57 кв.м. вместо 5,56 и 14,19 кв.м.
Истцы направили администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области предложение внести изменение в договор, указав в нем правильное количество комнат, поступающих в пользование истцов, и их площадь.
В ответ получили письмо от 24.06.2019 г. в котором отмечено, что в справке формы 9 от 26.12.2005 г. содержится информация о том, что истцы занимают одну комнату в 4-комнатной квартире, а из поэтажного плана следует, что «на 4 этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> расположено только одно жилое помещение, в виде однокомнатной квартиры площадью 19,57 кв.м.»; у администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области отсутствуют правовые основания для внесения изменений в договор передачи жилого помещения в коммунальной квартире № 38628 от 15.02.2006 г.»
Истцы полагают, сторона договора уклонилась от решения проблемы, которая заключается в том, что согласно имеющимся договорам Фроловы Л.Н. и С.И., и Гусева Р.А. вправе занимать одну и ту же комнату квартиры, а комнаты площадью 5,56 и 14,19 кв.м. не переданы в пользовании никому.
Согласно п. 1 ст.166Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст.168Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 3 ст.166Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и имеющихся возражений.
С учетом изложенного, поскольку в ином порядке истцы лишены права внести изменения в договор приватизации, суд считает возможным требование удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. № ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 19,57 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 5,56 ░ 14,19 ░░.░. ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░