Дело № 2-1746/2020
55RS0026-01-2020-002461-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 14 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Васильева А.А. к Администрации Омского муниципального района Омской области, Лошкаревой Т.Г. о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии и признании права собственности на квартиру, по встречному исковому заявлению Лошкаревой Т.Г. к Васильеву А.А. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, признании жилого дома домом блокированной застройки, признании права собственности на блок дома.
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильев А.А. обратилась в Омский районный суд Омской области с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование указав, что на основании постановления Главы Омского муниципального образования от 19.04.2004 № 353-п было принято решение о предоставлении истцу земельного участка общей площадью 1200 кв.м, по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Категория земли, для размещения домов индивидуальной жилой застройки. В последствие был выдан акт приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома. Год завершения строительства объекта недвижимости 2004. В 2009 году с целью повышения уровня комфортности проживания, истец утеплил пристрой лит А1, тем самым в техническом паспорте имеется примечание о переоборудовании веранды.
20.11.2019 было подано заявление (уведомление о планируемых строительстве реконструкций объекта индивидуального строительства).
28.11.2019 ответчиком было отказано в выдаче разрешительной документации на вышеуказанный жилой дом и отказано в согласовании выполненного переустройства.
Самовольно выполненное переоборудование в жилом доме (лит. А1) по адресу <адрес> не снижает несущую способность здания в целом, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозы их жизни или здоровью, не противоречит нормам эксплуатации жилых зданий и может быть признано допустимыми.
На основании изложенного с учетом уточенного искового заявления истец просит, сохранить жилой дом литер А,А1 по адресу: <адрес>, общей площадью 86,2 кв.м., жилой площадью 46 кв.м. в переоборудованном и реконструированном состоянии. Признать право собственности за Васильевым А.А. на <адрес>, общей площадью 86,2 кв.м. в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Внести изменения в сведения ЕГРН о площади жилого дома с инвентарным номером 110485 (Ч1) принадлежащий Лошкаревой Т.Г. согласно технической документации (технический паспорт), расположенный по адресу: <адрес>
Определением Омского районного суда Омской области от 11.11.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Лошкарева Т.Г., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Омской области.
Ответчиком Лошкаревой Т.Г. подано встречное исковое заявление к Васильеву А.А. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, признании части жилого дома жилым домом блокированной застройки. В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании решения Омского районного суда Омской области по делу № 2-273/2010 от 21.05.2010, вступившего в законную силу 12.06.2010 и договора дарения от 12.07.2013 Истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>
Собственником второй части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является Васильев А.А,. Однако, право собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно техническому паспорту на жилой дом часть 1, общей площадью 92,9 кв.м, принадлежит Лошкаревой Т.Г., а часть 2, общей площадью 86,2 кв.м, принадлежит Васильеву А.А..
Фактически указанный жилой дом представляет одноэтажное жилое строение, состоящее из двух отдельных частей, имеющие отдельные входы и надворные постройки, располагающиеся на земельном участке, разграниченные забором и имеющие самостоятельные коммуникации.
Считает, что части 1 и 2 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> должны быть признаны частями жилого дома блокированной застройки.
На основании изложенного истец по встречному исковому заявлению просит, прекратить право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Признать часть жилого дома, общей площадью 92,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности Лошкаревой Т.Г. жилым домом блокированной застройки. Признать часть жилого дома, общей площадью 86,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности Васильеву А.А. жилым домом блокированной застройки
Истец по первоначальному иску, ответчик по встречному Васильев А.А. уведомлен надлежаще, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Васильева А.А. - Миненко С.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, удовлетворении встречного искового заявления оставляла на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что перепланировка была совершена для утепления холодной комнаты, фактически увеличение общей площади дома не произошло. Также указала, что в документации на жилой дом перепутаны сведения о принадлежности сторонам их частей жилого дома, так Васильев А.А. занимает часть жилого дома (<адрес>), Лошкарева Т.Г. – <адрес>, просила привести указанные сведения в соответствие. Также считает, что требования о признании жилого дома домом блокированной застройки подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку разрешение на переоборудование веранды истцом получено не было, полагает, что имела место быть самовольная перепланировка. Вопрос о разрешении встречного искового заявления оставляет на усмотрение суда.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Лошкарева Т.Г. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, представила заявление, в котором просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика по первоначальному исковому заявлению, истца по встречному исковому заявлению Лошкаревой Т.Г. – Злыднева А.В., действующая на основании доверенности, вопрос о разрешении первоначальных исковых требований оставляла на усмотрение суда, встречное исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным, просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1,2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из смысла ст. 219 ГК РФ следует, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с требованиями ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общим правилам строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (реконструкцию) такого объекта и при осуществлении застройщиками процедуры ввода объекта в эксплуатацию в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Васильеву А.А. на основании постановления главы Омского муниципального района Омской области от 19.04.2004 № 353-п предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, площадью 1200 кв.м. из состава земель поселений в границах Дружинского сельского округа Омского муниципального образования Омской области, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19).
Согласно акту от 20.04.2004 установлены границы в натуре земельного участка, выделенного Васильеву А.А. для строительства двухквартирного жилого дома и хозяйственных построек. Площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. (л.д. 17).
Согласно разрешению № 48 на производство работ, архитектором Омского района Омской области дано разрешение на строительство двух квартирного дома жилого дома на земельном участке <адрес> на основании постановления главы Омского муниципального района Омской области № 353-п от 19.04.2004 Васильеву А.А. (л.д.18).
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома от 15.06.2004 комиссией установлено, что фактически заказчик построил 1 этажный капитальный четырехкомнатный жилой дом, общей площадью 87,6 кв.м., в том числе жилая площадь 46 кв.м., подсобное помещение 22,6 кв.м. Дом огорожен забором и при нем выстроены вспомогательные постройки общей площадью 25 кв.м. Решением комиссии, жилой <адрес> принят в эксплуатацию (л.д.14).
Согласно постановлению главы администрации Омского района Омской области от 17.09.2004 № 829-п утверждены акты государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов согласно приложению. В приложении указан жилой дом Васильева А.А., расположенный по адресу: <адрес>, а также жилой дом Л.А.А., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.66).
Согласно справки № 20-219587 от 31.08.2020, выданной БУОО «ОЦКО и ТД» сведения о зарегистрированных правах на часть жилого дома, расположенного по адресу: Омская <адрес>
Согласно уведомлению об отсутствии сведений в ЕГРН на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сведения об объекте недвижимости отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии сведений в ЕГРН на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сведения об объекте недвижимости отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Васильев А.А. часть своего дома на кадастровый учет не поставил, право собственности не зарегистрировал.
Решения Омского районного суда Омской области от 21.05.2010 за Лошкаревой Т.Г. признано право собственности на ? долю в праве общей собственности на жилой дом, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с правовым режимом совместной собственности супругов. Признано за Лошкаревой Т.Г., Л.А.А., Л.Н.А., Л.Е.А. право собственности на 1/16 долю за каждым в праве общей собственности на жилой дом, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования.
Согласно договора дарения от 12.07.2013 Н.А.А., Л.Н.А., Л.Е.А. одарили Лошкареву Т.Г. в размере 3/16 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, назначение жилое, общей площадью 154,1 кв.м., инвентарный №, литера А,А1, этажность один, со строениями и сооружениями вспомогательного характера, по <адрес> в <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН собственником жилого помещения, с кадастровым номером №, площадью 154,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Лошкарева Т.Г., зарегистрировано общая долевая собственность в размере 3/16 долей - дата государственной регистрации 11.09.2013, 5/16 долей дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.110-112).
Решением Омского районного суда Омской области от 21.05.2010 установлено, что согласно представленных документов: постановления главы Омскбго МФ Омской области № 354-п от 19.04.2004г. «О предоставлении Лошкареву А.А. в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 1200 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; строительного паспорта на застройку земельного участка, выделенного индивидуальному застройщику, разрешения на производство работ № на строительство 2-х квартирного жилого дома на земельном участке № по <адрес> в <адрес> Л.А.А., акта выноса в натуру границ земельного участка и разбивка строений от 20.04.2004, выделенного Л.А.А. для строительства 2-х квартирного жилого дома на земельном участке 15\2 по <адрес> в <адрес>; акта приемки в эксплуатации законченного строительством жилого дома от 15.06.2004, комиссия решила: предъявленный к приемке жилой <адрес> вспомогательными постройками, расположенный по адресу <адрес> принять в эксплуатацию; постановлением Главы Омского МО Омской области № 829-п от 17.09.2004 утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых: домов согласно приложению ( Л.А.А. -<адрес>, Васильев А.А. - <адрес> 1). Установлено, что Л.А.А. с соблюдением требований закона изготовил новую вещь - жилой <адрес> вспомогательными постройками, расположенный по адресу <адрес>.
Из представленного в материалы дела технического паспорта жилого <адрес>, жилой дом состоит из двух самостоятельный частей, площадью 86,2 кв. – Васильев А.А., площадью 67,9 кв.м. – Л.А.А. (л.д. 119-123).
Из кадастрового паспорта жилого <адрес> следует, площадь дома составляет 154,1 кв.м., имеется переоборудование веранды а1 в жилую пристройку литер А1. Площадью 17,6 кв.м. При этом из схемы расположения объекта недвижимости видно, что дом расположен на двух земельных участках, огороженный друг от друга забором (л.д. 115-116).
Таким образом, из представленных выше доказательств следует, что Васильев А.А. и Л.А.А., каждый самостоятельно возводили свою часть дома, вводили в эксплуатацию, о чем свидетельствуют отдельные акты приемки в эксплуатацию, выданные в отношении жилого <адрес> (Л.А.А.) и <адрес> (Васильев А.А.).
Из актов приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома от 15.06.2004 следует, что фактически Л.А.А. построен жилой дом площадью 88,3 кв.м., в том числе жилая площадь 42,2 кв.м., подсобные помещения 25,7 кв.м. дом огорожен забором (л.д. 67).
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома от 15.06.2004 следует, что Васильевым А.А. фактически выстроил жилой дом, общей площадью 87,6 кв.м., в том числе жилая площадь 46 кв.м., подсобное помещение 22,6 кв.м. Дом огорожен забором (л.д.14).
Вместе с тем, на кадастровый учет поставлен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 154,1 кв.м., по адресу: <адрес>.
Лошкаревой Т.Г. заявлено требования о признании жилого дома с кадастровым номером №, площадью 154,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> домом блокированной застройки.
Согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
Статья 36 ЖК РФ относит к общему имуществу в многоквартирном доме крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ жилыми домами «блокированной» застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования
Как указано выше, жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п.2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778, «блокированный» жилой дом (дом жилой «блокированный» застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. «Блокированный» тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к жилому зданию (квартире) с непосредственным выходом на него
Согласно СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001 (утв. и введены в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр) блок жилой автономный представляет собой жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными включает в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок.
При этом к приквартирному участку относится земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.
Обязательным условием отнесения дома к блокированному, является наличие у каждого блока самостоятельного земельного участка. При наличии у собственников жилого дома зарегистрированного права собственности на земельный участок соблюдение указанного требования возможно путем раздела земельного участка с формированием земельных участков под каждым блоком.
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в законную силу судебный акт является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В этой связи, если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве здания с назначением «жилой дом» и наименованием «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки».
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Минэкономразвития России в письме от 20.02.2014 № Д23и-478 по вопросу осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в результате их реконструкции высказало мнение, согласно которому, если в результате реконструкции здания образованы новые объекты недвижимости, необходимо осуществлять их постановку на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьями 16, 22 Закона о кадастре постановка на государственный кадастровый учет здания, государственный кадастровый учет изменений здания осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, либо заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана.
Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре:
сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13.07.2015 г. разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта таких объектов недвижимости;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости; указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью;
сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
Из вышеизложенного следует, что для того, чтобы «разделить в натуре» многоквартирный дом на блоки жилого дома блокированной застройки, необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание с наименованием «жилой дом блокированной застройки».
Вместе с тем в случаях, когда здание - многоквартирный дом - изначально соответствовало характеристикам жилого дома блокированной застройки и в связи с этим его реконструкция не проводилась и не требуется, «образование» из него здания с наименованием «жилой дом блокированной застройки» может быть осуществлено на основании:
1) технического плана здания, подготовленного на основании либо разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (в случае отсутствия проектной документации) в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК (по общему правилу);
2) технического плана здания, подготовленного на основании изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта такого объекта недвижимости в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК, но до 01.01.2013 и в отношении него был осуществлен государственный технический учет (при этом в данном случае органу кадастрового учета следует направить запрос в организацию технической инвентаризации о предоставлении информации о причинах, в связи с которыми сведения о данном объекте недвижимости не были переданы организацией технической инвентаризации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» в орган кадастрового учета, а также о представлении актуальных сведений, имеющихся в распоряжении организации технической инвентаризации);
3) технического плана здания, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости и судебного акта о признании права собственности на самовольную постройку в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК с нарушением порядка, установленного ГрК;
4) технического плана здания, подготовленного на основании:
декларации об объекте недвижимости, если разрешительная и (или) проектная документация безвозвратно утеряны или отсутствуют, при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты либо отсутствия такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации (копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 41 Закона о кадастре документация), необходимо включать в состав приложения технического плана), либо документов (в том числе архивных копий), оформленных в соответствии с действовавшими до вступления в силу ГрК требованиями и предусматривающих принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию в случае, если здание создано до введения в действие ГрК.
При этом необходимо также учитывать, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом и индивидуальный жилой дом, имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования (и категория) земельного участка (земельных участков), на котором будет создан жилой дом блокированной застройки, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации такого жилого дома.
По смыслу положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что и исходный объект собственными характеристиками, отличными от характеристик недвижимости, который прекращает свое существование.
При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постанови на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре жилого дома может в настоящей ситуации привести только к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание «жилой дом блокированной застройки».
По информации, представленной Росреестром в письме от 06 марта 2017 г. № 14-02689- ГЕ/17, с учетом Свода правил «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
Согласно письму Росреестра от 11 августа 2016 г. № 14-06792/16 «О рассмотрении обращений», образованные в результате раздела жилого дома помещения можно квалифицировать, как блоки жилого дома блокированной застройки; если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания жилого дома блокированной застройки.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускается.
В то же время государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в доме блокированной застройки осуществляется на каждый жилой блок, как самостоятельное, обособленное здание.
В силу ч. 3 ст. 58 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
В п.п. «а» п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 г. № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» (с учетом последующих изменений) разъяснено, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела доли из общего имущества. Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 г. № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом», поскольку участники общей долевой собственности имеют равные права в отношении общего имущества пропорционально своей доле в нем, суд при выделе доли в натуре должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру и стоимости его доле, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно п.п. 2, 3 ст, 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с п. 2 Письма Росреестра от 03 апреля 2017 г. № 14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Суд находит заявленные требования о признании жилого дома, домом блокированной застройки подлежащими удовлетворению, поскольку как указывалось выше, строительство велось 2-х квартирного дома, застройщиком Васильевым А.А., выстроена часть <адрес>, Л.А.А., часть <адрес>, на каждую свою часть застройщиками получено отдельное разрешение на строительство, каждая часть была принята в эксплуатацию самостоятельным актом от 15.06.2004. При этом Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области от 19.04.2004 № 354-п Лошкареву А.А. для индивидуального жилищного строительства предоставлен в аренду земельный участков площадью 1 200 кв.м., Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области от 19.04.2004 № 353-п Васильеву А.А. для индивидуального жилищного строительства предоставлен в аренду земельный участков площадью 1 200 кв.м.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что жилой дом состоит из обособленных и изолированных двух жилых блоков, предназначенных для проживания, не имеющих помещений общего пользования, чердаков и подполий. Каждый жилой блок имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. В каждом жилом блоке имеются жилые комнаты, помещения кухонь и помещения вспомогательного использования, самостоятельные инженерные коммуникации, независимые системы отопления от индивидуальных отопительных приборов.
Согласно заключения ООО «Компания Проектировщик» Жилой дом по адресу: <адрес> является жилым домом блокированной застройки. Каждый жилой блок имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеют общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Общая площадь жилого дома блокированной застройки, состоящего из двух жилых блоков - блок 1 и блок 2 составляет 154,1 кв.м, в том числе:
-Блок жилой автономный 1 общей площадью 86, 2 кв.м., состоит из следующих помещений: Коридор - 9,0 кв.м., Кухня - 10,0 кв.м., Комната - 15,6 кв.м., Комната - 13,6 кв.м., Комната - 7,9 кв.м., Комната - 8,9 кв.м., Топочная - 3,6 кв.м., Коридор - 6,7 кв.м., Туалет - 1,6 кв.м. Подсобное помещение - 9,3 кв.м.
-Блок жилой автономный 2 общей площадью 67,9 кв.м., состоит из следующих помещений: Коридор - 13,7 кв.м., Комната - 5,7 кв.м., Комната - 9,9 кв.м., Комната - 10,0 кв.м., Комната - 16,6 кв.м., Кухня - 9,5 кв.м., Топочная - 2,5 кв.м.
Кроме того, истцом Васильевым А.А. для улучшения жилищно-бытовых условий проживания в своей части дома (блок № 2), без соответствующей разрешительной документации была произведено переоборудование веранды А1 в жилую пристройку лит. А1 площадью 17,6 кв.м.
В подтверждение надежности и безопасности жилого помещения в реконструированном виде, расположенной по адресу: <адрес>, а также отсутствия создания угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме и третьим лицам, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение ООО «Компания Проектировщик».
На основании анализа результатов проведенного обследования, экспертом сделан вывод, что произведенные изменения не снижают несущую способность конструкций здания, не нарушают работу инженерных коммуникация жилого дома, не противоречит основным требованиям СП 70.13330.2012 «несущие и ограждающие конструкции» СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные», не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, а так же иных лиц. Не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Произведенные изменения не нарушают и не изменяют конструктивную схему планирования, не нарушают несущих конструкций здания. Произведенные изменения в <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес> соответствуют установленным и действующим на территории Российской Федерации строительным, градостроительным, противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям к жилым помещениям, противопожарным нормам, пригодны для постоянного проживания и не создают угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме и квартире и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
20.11.2019 Васильев А.А. обратился с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в администрацию Омского района Омской области. В ответ от 28.11.2019 на обращение администрация Омского района Омской области указано, что обращение не может быть рассмотрено по существу, в связи с отсутствием идентификационных признаков объекта капитального строительства, подлежащих реконструкции. Кроме того, отсутствует информация о земельном участке, в границах которого расположен объект капитального строительства и его местоположение.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии только в том случае, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Учитывая, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на помещение в реконструированном состоянии, является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе и права смежных землепользователей, правил застройки, а в судебном заседании было установлено, что эксплуатация части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес> не нарушают конструкции домостроения, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу для их жизни и здоровья, при этом надежность, безопасность и назначение жилого помещения не изменилась, что позволяет суду сохранить жилое помещение в реконструированном состоянии.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что с 2004 года изменился адреса занимаемых сторонами жилых помещений, так фактически Васильев А.А. занимает <адрес> (блок №), Лошкарева Т.Г. занимает <адрес> (блок №).
На основании изложенного суд считает заявленные требования истца Лошкаревой Т.Г. о признании жилого дома по адресу <адрес> домом блокированной застройки, прекращении права общей долевой собственности и признании права собственности на блок № подлежащими удовлетворению, а также требования истца Васильева А.А. о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании за ним права собственности на блок №, общей площадью 86,2 кв.м., жилой площадью 46 кв..
Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Сохранить часть жилого дома № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 86,2 кв.м., жилой площадью 46 кв.м. в реконструированном и перепланированном состоянии.
Признать объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, состоящей из двух блоков:
Блок № общей площадью 67,9 кв.м., состоящий из следующих помещений: Коридор - 13,7 кв.м., Комната - 5,7 кв.м., Комната - 9,9 кв.м., Комната - 10,0 кв.м., Комната - 16,6 кв.м., Кухня - 9,5 кв.м., Топочная - 2,5 кв.м.
Блок № общей площадью 86, 2 кв.м., состоит из следующих помещений: Коридор - 9,0 кв.м., Кухня - 10,0 кв.м., Комната - 15,6 кв.м., Комната - 13,6 кв.м., Комната - 7,9 кв.м., Комната - 8,9 кв.м., Топочная - 3,6 кв.м., Коридор - 6,7 кв.м., Туалет - 1,6 кв.м. Подсобное помещение - 9,3 кв.м.
Прекратить право общей долевой собственности Васильева А.А., Лошкаревой Т.Г. на жилой дом, площадью 154,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Васильевым А.А. на Блок № общей площадью 86, 2 кв.м., состоит из следующих помещений: Коридор - 9,0 кв.м., Кухня - 10,0 кв.м., Комната - 15,6 кв.м., Комната - 13,6 кв.м., Комната - 7,9 кв.м., Комната - 8,9 кв.м., Топочная - 3,6 кв.м., Коридор - 6,7 кв.м., Туалет - 1,6 кв.м. Подсобное помещение - 9,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 86,2 кв.м.
Признать права собственности за Лошкаревой Т.Г. на Блок № общей площадью 67,9 кв.м., состоящий из следующих помещений: Коридор - 13,7 кв.м., Комната - 5,7 кв.м., Комната - 9,9 кв.м., Комната - 10,0 кв.м., Комната - 16,6 кв.м., Кухня - 9,5 кв.м., Топочная - 2,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Осуществить государственный кадастровый учет одновременно в отношении жилого дома блокированной застройки и его блоков.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Решение в мотивированном виде изготовлено 21 декабря 2020 года.