Дело № 2-138/2023
УИД 44RS0005-01-2022-001461-73
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2023 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоресурс» об обязании обеспечить надлежащее водоснабжение поселка,
у с т а н о в и л :
Администрация Сусанинского муниципального района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО «Водоресурс» об обязании обеспечить поставку населению поселка Сусанино Сусанинского района Костромской области холодной (питьевой) воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных правил и норм.
Требования мотивированы тем, что ООО «Водоресурс» осуществляет деятельность по водоснабжению населения (питьевой водой). Имущество для осуществления деятельность по водоснабжению находится в частной собственной данной ресурсоснабжающей организации, а также часть имущества предоставлено в аренду. В течение последних трех лет в адрес администрации района поступает большое количество обращений (жалоб) о жителей поселка Сусанино о плохом качестве воды и перебоях в водоснабжении в данном населенном пункте. Указанные жалобы, а также информация из других органов, в частности Управления Роспотребнадзора по Костромской области, явились основанием для предъявления настоящего иска.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Костромской области).
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, просил обязать ООО «Водоресурс»:
разработать и согласовать с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Костромской области программу производственного контроля качества питьевой воды;
постоянно производить мероприятия согласно утвержденной программы производственного контроля качества питьевой воды;
заменить фильтрующую смесь на станции обезжелезивания, расположенной по адресу: Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, д. 18а в срок до 01 мая 2023 года;
постоянно обеспечивать поставку качественной питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности через присоединенные водопроводные сети, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.36484-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В судебном заседании представитель истца Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области по доверенности Суманеева Е.А. уточненные исковые требования поддержала, уточнив срок возложения обязанности по разработке и согласовании программы производственного контроля и замене фильтрующей смеси- в течение месяца с момента вступления в законную силу. Пояснила, что в ходе рассмотрения дела в суде были проведены лабораторные исследования, на станции обезжелезивания, находящейся в собственности ответчика, результаты анализа воды не соответствовали нормативам, показатели качества воды у конечного потребителя были без нарушений, так как в квартире была установлена дополнительная система очистки воды, о чем потребитель при взятии анализа не предупредил.
Представитель третьего лица глава Администрации п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области Грязнов С.А. уточненные исковые требования поддержал. Пояснил, что ООО «Водоресурс» предоставляются субсидии по возмещению затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению поселка. Субсидии предоставляются только на возмещение фактически понесенных затрат. Расходы на замену фильтрующей смеси заложены в тариф по водоснабжению, поэтому должны осуществляться Обществом.
Представитель ответчика ООО «Водоресурс» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна, каких-либо ходатайств, заявлений относительно рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества или отложении, в адрес суда от представителей ответчика не поступило. Уточненные исковые требования были получены.
Ранее участвуя в судебном заседании от 02 февраля 2023 года (до уточнения исковых требований) представитель ответчика по доверенности Миронов П.В. исковые требования не признал. Пояснил, что точно сказать не может, но анализы по качеству воды делаются примерно раз в год. Действительно, в Общество поступали заявления о плохом качестве воды, причина была связана с износом фильтрующих материалов. В ноябре 2022 года производилась замена фильтрующего материала на арендованной станции водоочистки, после этого сделан анализ качества воды, нарушения устранены. Ранее замена фильтрующего материала не производилась, поскольку имелась задолженность со стороны администрации поселения.
В поступившем в суд письменном отзыве на иск (до уточнения исковых требований) от 27 февраля 2023 года представитель ответчика по доверенности Миронов П.В. указал, что ООО «Водоресурс» осуществляет поставку холодной воды на территории п. Сусанино Костромской области, с использованием объектов водоснабжения, находящихся как в ведении общества, а также арендованных у администрации городского поселения, в частности станции водоочистки поселка и военного городка (станция №1, №2), а также сетей водопровода. При этом арендованным имуществом является станция обезжелезивания, подающая воду в поселок. 17 июня 2022 года ООО «Водоресурс» обратилось к администрации муниципального образования городского поселения п. Сусанино с требованием произвести капитальный ремонт в соответствии с п.2.1.8 договора аренды от 04 апреля 2022 года в виде замены скорого (напорного) фильтра обезжезивания воды (корпуса фильтра), а также фильтрующего материала, вместе с участком водопровода протяженностью 15 от станции обезжелезивания до резервуара чистой воды и неработающего газоотделителя. Работы по замене фильтра обезжелезивания произведены в ноябре 2022 года. Обществом произведено контрольное исследование пробы воды со станции обезжелезивания на соответствие нормативным показателям. Указанная экспертиза не показала отклонений от установленных показателей, что подтверждается протоколами испытаний от 17 января 2023 года. Отмечает, что отбор проб для химического анализа поставляемой водопроводной воды должен соответствовать порядку, установленному п. 148, пп. «е» п. 17 Постановления Правительства РФ №644 от 29 июля 2013 года, во взаимосвязи с разделом 2.4 Методических рекомендации МР 2.1.4.0176-20. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2020 года). По смыслу названных норм отбор проб холодной воды должен производиться в местах отбора проб, согласованных между абонентом и организацией водопроводно – канализационного хозяйства с соблюдением границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между организацией ВКХ, абонентом, транзитной организации или управляющей компании, в чьем ведении находятся внутридомовые сети, при этом при отсутствии согласованных в договоре границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности последние определяются по признаку права собственности, либо права владения соответствующими сетями в пределах границ земельного участка, либо здания или сооружения. ООО «Водоресурс» при проведении отбора проб 01 сентября 2022 года не участвовало, органом санитарно –эпидемиологического контроля не извещалось, таким образом невозможно установить проводился ли отбор проб в соответствующих местах с соблюдением требований к границам эксплуатационной ответственности, а также в соответствии с ГОСТ 31862-2012 «Вода питьевая. Отбор проб». Следовательно, подобное заключения не может считаться допустимыми доказательствами. Согласно представленных представителем ответчика протоколов испытаний воды №01-2023/ВД от 17 января 2023 года (место отбора Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, №ВД/1601231-01 станция обезжелезивания №1), №02-2023/ВД от 17 января 2023 года (место отбора Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, №ВД/1601231-02 станция обезжелезивания №2) нарушений по показателям: мутность, железо общее, жесткость (общая) не установлено.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, направил письменные пояснения по делу.
Дело в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Информация о времени и месте судебного заседания по данному гражданскому делу была размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 19 Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 1 марта 2021 года.
Как следует из п. 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В Главе III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №2 от 28 января 2021 года, указаны нормативы качества и безопасности воды.
Как указано в ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 5 и ч. 6 ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
В силу ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды осуществляется в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденной постановлением Правительства РФ № 10 от 06 января 2015 года, Методическими рекомендациями «МР 2.1.4.0176-20 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 апреля 2020 года.
Как указано в пунктах 3-7 указанных Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:
а) отбор проб воды;
б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Программа производственного контроля включает в себя:
а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;
в) указание частоты отбора проб воды.
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 указанных Методических рекомендаций, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно п. 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Водоресурс» организация создана 01 декабря 2010 года, генеральным директором является Лебедев А.А. с 20 июля 2016 года. Основной вид деятельности – забор, очистка и распределение воды.
В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о праве собственности:
ООО «Водоресурс» на объект недвижимости с кадастровым № - станция обезжелезовования, расположенное по адресу: Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, д. 18а. В особых отметках указано, что право зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: станция обезжелезивания;
муниципального образования городское поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области на объект недвижимости с кадастровым № – насосная станция над артскважиной №, расположенное по адресу: Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, д. 18б;
муниципального образования городское поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области на объект недвижимости с кадастровым № – насосная станция над артскважиной №.
Как следует из договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Муниципальным унитарным предприятием жилищно – коммунального хозяйства Сусанинского района Костромской области (продавец) и ООО «Водоресурс» (покупателем), Продавец продал, а Покупатель купил следующие социально значимые объекты:
Артскважина 1,2,3, назначение объекта – водоснабжение, <адрес>
Водопровод, назначение объекта – водоснабжение, <адрес>
Наружный водопровод, назначение объекта – водоснабжение, <адрес>;
Наружный водопровод, назначение объекта – водоснабжение, <адрес>;
Скважина назначение объекта – водоснабжение, <адрес>.
Согласно договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрация городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области (Арендодателем) и ООО «Водоресурс» (Арендатором), Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование муниципальное имущество для оказания услуг водоснабжения на территории городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области согласно приложения №. Срок действия договора ДД.ММ.ГГГГ.
В приложении № к договору указано следующее имущество, передаваемое в аренду, здание станции обезжелезивания <адрес>, наружные сети водоснабжения <адрес>; артезианские скважины: насосные станции над арскважиной № и №.
По условиям договора аренды, Арендатор обязуется содержать имущество в исправном и надлежащем санитарно - техническом состоянии (п.2.2.4), соблюдать правила технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, отраслевые нормы и правила, установленные для видов деятельности Арендатора или связанные с назначением имущества (п.2.2.5), обеспечить бесперебойное функционирование Имущества в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребления городского поселения п. Сусанино в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06 мая 2011 года.
Из актуализированной Схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области на ДД.ММ.ГГГГ, утверждённой постановлением главы администрации №46 от 07 апреля 2022 года, следует, что эксплуатацию системы водоснабжения в п. Сусанино осуществляет ООО «Водоресурс». В п. Сусанино построены и эксплуатируются две станции водоподготовки для доведения качественных характеристик исходной воды подземных источников водоснабжения до нормативных <адрес> Станция водоподготовки, расположенная <адрес> построена в девяностые годы и находится в частной собственности. Станция водоподготовки, расположенная по <адрес> построена в 2007 году и находится в собственности муниципального образования городского поселения п. Сусанино. В состав каждой станции водоподготовки входят: станция обезжелезивания с насосной станцией, резервуары чистой воды, резервуар грязной промывной воды. Кроме того, на ул. Леонова п. Сусанино имеется централизованная система горячего водоснабжения, находящаяся в собственности Сусанинского муниципального района и арендуемая ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» Костромской».
Постановлением глава администрации городского поселения п. Сусанино № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоресурс» признано гарантирующей организацией в системе водоснабжения городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области в зоне действия поселковой системы водоснабжения.
Из ответа Управления Роспотребнадзора по Костромской области следует, что за ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило 10 обращений граждан (в том числе коллективных) на неудовлетворительное качество холодной воды, поставляемой жителям п. Сусанино.
Как указано в отзыве Управления Роспотребнадзора по Костромской области, ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило обращение гражданки, проживающей <адрес> на неудовлетворительное качество холодной воды. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Водоресурс» возбуждено дело об административном правонарушении по с. 6.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования, назначена экспертиза соответствия качества холодной воды в п. Сусанино в следующих точках: станция обезжелезивания, водоразборная колонка, квартира.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Буйском районе» следует, что по результатам лабораторных исследований образцов (проб) воды водопроводной, изготовитель ООО «Водоресурс» из квартиры, <адрес> водоразборной колонки <адрес>, станция обезжелизивания установлено не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21:
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды водопроводной холодной в точке отбора <адрес>, станция обезжелезивания, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по содержанию железа в 3,13 раза (0,94 мг/л при норме не более 0,3 мг/л);
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды водопроводной холодной в точке отбора <адрес>, водоразборная колонка, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 2,08 раза (3,42 мг/л при норме не более 1,5 мг/л), по содержанию железа в 2,3 раза (0,69 мг/л при норме не более 0,3 мг/л);
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды водопроводной холодной в точке отбора <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 2,23 раза (3,35 мг/л при норме не более 1,5 мг/л), по содержанию железа в 1,8 раза (0,54 мг/л при норме не более 0,3 мг/л);
За выявленные нарушения санитарного законодательства ООО «Водоресурс» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ постановлением главного государственного санитарного врача по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, назначено наказание в виде штрафа.
Из материалов дела также следует, что на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Костромской области в связи с обращениями жителей п. Сусанино Костромской области от 01 сентября 2022 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Буйском районе» был проведен отбор проб и лабораторные исследования холодной воды.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Буйском районе» следует, что вода из крана в распределительной сети <адрес> <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21:
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды в точке отбора <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 2,55 раза, по содержанию железа в 1,86 раза;
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды в точке отбора <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 2,55 раза, по содержанию железа в 2,5 раза;
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды в точке отбора <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 4,11 раза, по содержанию железа в 4,5 раза;
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды в точке отбора <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 3,34 раза, по содержанию железа в 2,56 раза;
протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды в точке отбора <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 из-за превышения по мутности в 1,2 раза.
В связи с указанными обстоятельствами, на основании ст. 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации) Управлением Роспотребнадзора по Костромской области для принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований санитарных правил и норм ООО «Водоресурс» направлено предостережение №125 от 13 сентября 2022 года о недопустимости нарушения обязательных требований.
То обстоятельство, что указанные пробы воды были взяты без присутствия представителя ответчика, на что он указывает в отзыве на иск, само по себе не свидетельствует, что результаты данных анализов являются недопустимыми доказательствами, в силу п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденных Постановлением Правительства РФ №322 от 30 июня 2004 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
В материалах дела также имеются копии многочисленных жалобы жителей поселка Сусанина по поводу ненадлежащего водоснабжения, направленных в Государственную жилищную инспекцию по Костромской области, прокурору Сусанинского района.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Сусанинского района Костромской области в адрес ООО «Водоресурс» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, из которого следует, что ООО «Водоресурс» в нарушение требований закона значительно превышена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды, в полной мере не обеспечено соблюдение Правил в части предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, бесперебойного холодного водоснабжения населения поселка Сусанино, что привело к нарушению прав граждан.
Из ответа на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Водоресурс» признало превышение предельного времени перебоев в подаче холодной воды, обязалось принять меры.
Из обращения директора филиала «Костромской» ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» главе администрации Сусанинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ качество горячего водоснабжения потребителей п. Сусанино от блочно – модульной котельной <адрес> не соответствует нормативным требованиям в части касающейся содержания железа, ввиду ненормативного состояния холодной воды, поступающей в котельную из водопроводной сети со станции водоподготовки ООО «Водоресурс». Наличие избыточного железа в воде при ее нагревании приводит как к выпадению осадка в виде шлама (мутность, желтый цвет), так и к отложениями накипи на внутренних поверхностях котлов, водоподогревателей и тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения. Обезжелизивание скважиной воды осуществляется через два фильтра один (№1) на город, в том числе и на БМК ул. Леонова, а второй (№2) на остальной поселок. ДД.ММ.ГГГГ фильтрующий материал фильтра №2 был заменен, а фильтрующий материал фильтра №1 не менялся более чем три года и кроме того, на время замены фильтрующего материала фильтра №2 весь объем холодной воды на поселок проходил через оставшийся в работе фильтр №1, который и так уже находился в ненормативном состоянии. Для приведения горячей воды в соответствие требованиям СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» необходимо в кратчайшие сроки выполнить мероприятия по улучшению качества холодной воды, для чего заменить фильтрующий материал фильтра №1 в полном объеме.
Из обращения ООО «Водоресурс» к Администрации муниципального образования городского поселения п. Сусанино от 17 июня 2022 года, следует о необходимости капитального ремонта арендованного имущества (установка нового корпуса фильтра с заменой фильтрующего материала, замена участка водопровода 15 м от станции обезжелезивания, неработающего газоотделителя).
Из обращения генерального директора ООО «Водоресурс» Лебедева А.А. главе администрации городского поселения п. Сусанино от 14 декабря 2022 года следует, что в ведении ООО «Водоресурс» находятся две станции водоочистки холодной воды, системы водоснабжения, расположенные <адрес>. В период ДД.ММ.ГГГГ одна из станций обеспечивающая подачу воды на поселок Сусанино была отключена для производства работ по замене фильтрующего материала (кварцевого песка). На указанный срок, мощности по фильтрации были переключены на станцию обеспечивающую водоподготовку для района военного городка. В результате избыточного объема пропускаемой воды, фильтр второй станции водоочистки вышел из строя и требует замены, в следствие чего показатели качества подаваемой в район военного городка холодной воды значительно ухудшились. Для приведения в соответствии с нормативными показателями качества поставляемого коммунального ресурса требуется срочная замена фильтрующего материала второй станции водоочистки. Поскольку ООО «Водоресурс» не располагает денежными средствами для оперативной замены фильтра, просит рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии в размере 210 000 руб. в рамках обязательств по предоставлению субсидий юридическим лицам на частичное возмещение затрат в целях возмещения недополученных доходов и возмещение фактически понесенных затрат в связи с оказанием услуг водоснабжения на территории городского поселения п. Сусанино.
Как следует из платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения за ДД.ММ.ГГГГ выплачены субсидии ООО «Водоресурс» в общей сумме 400 000 руб.(73 000+130 000+197 000).
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ прошло совещание по вопросу «Об оказании коммунальных услуг по холодному водоснабжению в п. Сусанино Сусанинского муниципального района» под председательствованием заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области», на котором присутствовал директор ООО «Водоресурс». Согласно протокола заседания, обращено внимание ООО «Водоресурс» на наличие расходов на замену фильтрующих материалов в сумме 220,00 тыс. руб., предусмотренных в тарифе на питьевую воду на 2023 года в соответствии с тарифными заявками ООО «Водоресурс». Также ООО «Водоресурс» рекомендовано обеспечить наличие и исполнение рабочей программы контроля качества безопасности питьевой воды.
Из представленных представителем истца в материалы дела протоколов лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных в ходе рассмотрения дела в суде, следует, что пробы на железо, мутность, жесткость были отобраны пом.врача по коммунальной гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Буйском районе» Волковой Л.Н., в присутствии представителя администрации Сусанинского муниципального района Костромской области Белова А.С., оператора «Водоресурс» Малкова С.К., а именно:
протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, место отбора: новая станция обезжелезивания, <адрес>, соблюден гигиенический норматив по мутности, жесткости, железо общее;
протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, место отбора: водоразборная колонка, <адрес> не соблюден гигиенический норматив по мутности (3 ЕМФ - норматив не более 2,6), железо общее (0,46 мг/дм3 –норматив не более 0,3);
протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, место отбора: старая станция обезжелезивания, <адрес> не соблюден гигиенический норматив по железо общее (0,57 мг/дм3 –норматив не более 0,3);
протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, место отбора: квартира – водопроводный кран, <адрес>, соблюден гигиенический норматив по мутности, жесткости, железо общее.
Допрошенная судом в качестве свидетеля первый заместитель главы администрации Сусанинского муниципального района по строительству и инфраструктуре Голубева Ю.М. пояснила, что регулярно поступают жалобы от граждан на качество услуги по водоснабжению, вода не соответствует нормативным требованиям и перебои с водоснабжением. Работает единая диспетчерская служба, которая собирает всю информацию по услугам водоснабжения. Однако директор ООО «Водоресурс» на контакт практически не идет, на сообщения диспетчерской службы не реагирует. В ходе работы очень часто возникает вопрос о замене фильтрующего материала, который необходимо периодически менять для качественного водоснабжения на станциях обезжелезивания, эти работы входят в тариф по водоснабжению.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).
Доказательств наличия программы производственного контроля, которая в силу указанных выше норм права в обязательном порядке должна была быть разработана и согласована стороной ответчика представлено не было, что не позволяет обеспечивать своевременный контроль за соответствием качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения и соответственно, своевременно принимать меры в случае выявления нарушений. Качество питьевой воды, поставляемой ООО «Водоресурс», являющейся гарантирующей организацией в системе водоснабжения городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области и осуществляющей эксплуатацию всей централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования, часто не соответствует гигиеническим нормативам, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрение дела (объективно подтверждается протоколами лабораторных испытаний, в том числе осуществленными в ходе рассмотрения дела в суде, постановлением о привлечении к административной ответственности), что свидетельствует о неисполнении в полной мере возложенных на ответчика обязанности по водоснабжению. Необходимость замены фильтрующей смеси на станции обезжелезивания также подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами и следует из непосредственного обращения ООО «Водоресурс» в администрацию поселения. При этом, отсутствие у Общества денежных средств на замену фильтрующего материала не может являться уважительной причиной для неисполнения обязанности по предоставлению услуги по водоснабжению, соответствующей указанным требованиям санитарных правил и норм.
Как следует из отзыва представителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области, длительное употребление воды с повышенным содержанием железа отрицательно сказывается на состоянии кожных покровов человека, почек, печени и пищеварительной системы, может способствовать развитию аллергических реакций. Мутность воды – один из основных показателей, характеризующих её качество. Мутностью называется снижение степени прозрачности жидкости из-за присутствия в ней мелкодисперсных взвешанных частиц различного происхождения, таких как песок, глина, ил, водоросли, а также микроорганизмы и планктонные организмы. Мутность воды свидетельствует о ее загрязнении органическими и неорганическими веществами, которые могут быть вредными для здоровья человека или образовывать вредные вещества во время реагентной обработки воды.
Таким образом, указанные нарушения качества холодной воды, поставляемой ООО «Водоресурс», ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, безопасность здоровья неопределенного круга лиц.
На основании ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации, обратившейся в защиту прав неопределенного круга лиц для обеспечения качественного водоснабжения поселка Сусанино Костромской области питьевой водой, являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Представитель истца уточнил срок исполнения решения, связанный с разработкой и согласованием программы производственного контроля и замене фильтрующей смеси- в течение месяца с момента вступления в законную силу, который суд находит достаточным и разумным с учетом объема необходимых работ, длительности нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства, жалоб жителей поселка Сусанино на поставку воды ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, от которой истец был освобожден при подаче иска.
Исходя из пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Водоресурс» (ОГРН 1104432000408):
разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Костромской области - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
обеспечивать проведение производственного контроля согласно утвержденной программы производственного контроля качества питьевой воды - постоянно;
заменить фильтрующую смесь на станции обезжелезовования (станции обезжелезивания), кадастровый №, расположенной по адресу: Костромская обл., п. Сусанино, ул. Леонова, д. 18а - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
обеспечивать поставку качественной питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности через присоединенные водопроводные сети, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.36484-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - постоянно.
Взыскать с ООО «Водоресурс» в доход бюджета муниципального образования Сусанинский муниципальный район Костромской области государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Разъяснить представителю ответчика, что он вправе подать в Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.
Представителем ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано представителями истца и третьих лиц в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Виноградова
Заочное решение суда в окончательной форме принято 05 апреля 2023 года