Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1924/2022 ~ М-1842/2022 от 02.08.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 октября 2022 г.                                                                   г. Новомосковск.

Новомосковский районный суд Тульской области в составе председательствующего Кондратьева С.Ф.,

при секретаре Ухаровой М.А.,

с участием представителя истца Кармановой И.В. адвоката Чуриловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1924/2022 по иску Кармановой Ирины Владимировны к Новомосковскому муниципальному унитарному предприятию «Сокольнические коммунальные системы» о взыскании заработной платы,

установил:

истец Карманова И.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика индексацию заработной платы в размере за 2020-2021 в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы по оказанию юридической помощи в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований ссылается, что она с 20.02.2019 состояла в трудовых отношениях с Новомосковским муниципальным унитарным предприятием «Сокольнические коммунальные системы» (далее НМУП «СКС») исполняя обязанности бухгалтера с установлением ей ежемесячного должностного оклада в размере <данные изъяты> руб.

Трудовым договором предусмотрены дополнительные выплаты установленные положением о премировании и коллективным договором, которым предусмотрена индексация заработной платы в соответствии с изменением минимальной тарифной сетки основных рабочих профессий, установленной Основным тарифным соглашением.

В 2020, 2021, 2022 годах индексация заработной платы работодателем произведена не была, в связи с чем 18.04.2022 она обратилась с заявлением к ответчику, однако ответа не получила, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

В процессе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Новомосковск.

В судебном заседании истец не присутствовала, доверила представлять свои интересы Чуриловой Н.С., которая с учетом уточнения иск поддержала по указанным с иске основаниям.

Представитель ответчика НМУП «СКС» в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В адресованном суду возражении иск не признал, ссылаясь на то, что вопросы индексации заработной платы работодателей, которые не финансируются из соответствующих бюджетов, отнесены законодателем к компетенции работодателя, который решает вопросы об индексации заработной платы на локальном уровне с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня её платежеспособности. При этом усмотрение работодателя ограничено тем, что разрешение данных вопросов производится совместно с работниками посредством заключения коллективного договора, либо иных локальных нормативных актов с участием мнения представительного органа работников. Поскольку НМУП «СКС» является унитарным предприятием, то индексация заработной платы должна производится в порядке, установленным коллективным договором. Вместе с тем, положений об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, коллективный договор не содержит. Порядок и срок индексации заработной платы коллективным договором не определены.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования г. Новомосковск Белокриницкая О.А. в суд не явилась, просил рассмотреть дело в её отсутствие. В возражении на иск просила отказать о взыскании компенсации морального вреда, а расходы по взысканию расходов по оказанию юридической помощи снизить.

Суд на основании ст. 165.1 ГК РФ, п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25, ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 20.02.2019 между НМУП «СКС» и Кармановой И.В. заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого она была принята на должность бухгалтера по квартплате с ежемесячным должностным окладом/тарифной ставкой/ в размере <данные изъяты> руб.

Договором предусмотрены дополнительные выплаты работнику, установленные Положением о премировании и Коллективным договором ( п.п. 2.1, 6.1, 6.4 трудового договора).

1.06.2022 трудовой     договор расторгнут по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Коллективным договором на 2021-2023 принятым на общем собрании трудового коллектива НМУП «СКС» 22.04.2021, предусмотрено, что индексация заработной платы осуществляется в соответствии с изменением минимальной тарифной ставки основных рабочих профессий, установленной Отраслевым тарифным соглашением.

Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017 - 2019 года от 16 марта 2017 года, срок которого продлен до 31.12.2022 предусмотрено, что в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы от 29 января 2018 г. (далее - Генеральное соглашение) в целях совершенствования механизма индексации заработной платы Стороны разрабатывают дифференцированный подход к ее индексации и закрепляют соответствующие условия в настоящем Соглашении и коллективных договорах. В частности, Стороны договорились о следующих условиях дифференцированного подхода: при проведении индексации учитывается уровень заработных плат по должностям (профессиям) относительно уровня заработных плат в отрасли и на рынке труда в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены Организации; при определении размера индексации должно приниматься во внимание улучшение показателей финансово-экономической деятельности Организации, достигнутых за счет сокращения расходов, повышения производительности труда, увеличения рентабельности; индексация может производиться путем увеличения на фиксированную сумму или на установленный процент любой из составных частей заработной платы, в том числе оклада (должностного оклада), тарифной ставки, надбавок и доплат, которые можно именовать общим термином "компенсационные выплаты", и которые оговариваются при заключении трудового договора, а также премий, если они входят в систему оплаты труда; если в течение года повышение реального содержания заработной платы работника производилось путем увеличения его должностного оклада (оклада), тарифной ставки, либо увеличивался размер премии работника, ему устанавливались доплаты (надбавки) в размере, равном или превышающем размер индексации, то заработная плата данного работника в общем порядке не индексируется (решение об индексации принимается с учетом изменений);

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области от 16.12.2021 предусмотрено, что для работников внебюджетного сектора экономики на территории Тульской области минимальная заработная плата устанавливается с 1.01.2022 в размере <данные изъяты> руб. в месяц, с 1.07.20022 в размере <данные изъяты> руб. в месяц.

Для работников государственных и муниципальных учреждений Тульской области минимальная заработная плата устанавливается в соответствии с ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Как следует из материалов дела с 2020 г по 2022 г. до расторжения трудового договора должностной оклад истца -<данные изъяты> руб. и ежемесячная премия – <данные изъяты> руб. оставались неизменными, проиндексированы не были.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указано в том числе право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, как относящихся, так и не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.

Доводы ответчика, что он не получает бюджетного финансирования, что порядок и сроки индексации заработной платы коллективным договором не определен, на введение определением Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2022 в отношении НМУП «СКС» процедуры наблюдения, не является безусловным основанием для осуществления индексации работникам в предшествующие годы.

Как указано выше, положениями статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность всех работодателей осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

        Как указано в отраслевом тарифном Соглашении, оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств (п.1.8).

Расчет индексации в размере <данные изъяты> руб., приведенный истцом в исковом заявлении, исходя из уровня инфляции по месяцам в годовом исчислении, проверен судом, признан правильным, ответчиком не оспорен.

В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Компенсации морального вреда определяется судом по заявленным требованиям в размере <данные изъяты> руб.

В силу ст. 98 ГПК РФ, расходы истца по оказанию юридической помощи с участием представителя подтверждены документально и с учетом сложности дела, объема оказанных услуг подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> руб.

Государственная пошлина, от которой истец была освобождена при обращении в суд с исковым заявлением, подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования г. Новомосковск.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кармановой Ирины Владимировны к Новомосковскому муниципальному унитарному предприятию «Сокольнические коммунальные системы» о взыскании заработной платы, удовлетворить частично.

Взыскать с Новомосковского муниципального унитарного предприятия «Сокольнические коммунальные системы», ИНН 7116129408 в пользу Кармановой Ирины Владимировны индексацию заработной платы в размере за 2020-2021 в размере 24 821,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы по оказанию юридической помощи в размере 14 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска Кармановой И.В. отказать.

Взыскать с Новомосковского муниципального унитарного предприятия «Сокольнические коммунальные системы», ИНН 7116129408 в доход бюджета муниципального образования г. Новомосковск государственную пошлину в размере 1244, 64 руб.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 10 октября 2022 г.

Председательствующий

2-1924/2022 ~ М-1842/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карманова Ирина Владимировна
Ответчики
Новомосковское муниципальное унитарное предприятие "Сокольнические Коммунальные системы"
Другие
Администрация муниципального образования город Новомосковск
Суд
Новомосковский районный суд Тульской области
Судья
Кондратьев Сергей Феофанович
Дело на странице суда
novomoskovsky--tula.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2022Предварительное судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Дело оформлено
18.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее