Мировой судья Сапунова Е.А. 12-196/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 октября 2023 года <адрес>
Судья Красноглинского районного суда <адрес> Кремнева Т.Н., рассмотрев жалобу Чугуевской Е. Н. на постановление мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района
<адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст.5.61 КоАП РФ, в отношении Чугуевской Е. Н.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> Чугуевская Е.Н. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного
ч.1 ст.5.61КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа
в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В жалобе, поданной в Красноглинский районный суд <адрес> на вышеуказанное постановление, Чугуевская Е.Н. просит постановление мирового судьи, отменить, производство по делу прекратить, указывая на процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении деда об административном правонарушении, а также не соглашаясь с оценкой доказательств судом первой инстанции.
В судебное заседание Чугуевская Е.Н. не явилась, судом извещалась дважды по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, что судом признается надлежащим извещением, поскольку риск неполучения корреспонденции по адресу регистрации несет адресат.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст.5.61 КоАП РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Чугуевской Е.Н. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении выводы о том, что <дата> примерно в 13.50час. Чугуевская Е.Н., находясь по адресу: <адрес>Б, кафе «Золотая Рыбка» высказала в адрес Водян Т.М. оскорбляющие выражения, унижающие ее честь и достоинство.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил поступивший из ОП по <адрес> УМВД России по <адрес> материла проверки КУСП № от <дата> по заявлению Водян Т.М. по факту оскорбления ее со стороны Чугуевской Е.Н.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, которое
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица с обязательным направлением протокола в адрес лица, в отношении которого он составлен. Названные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Как усматривается из материалов дела, Чугуевская Е.Н. прокуратурой <адрес> была своевременно уведомлена о необходимости явки в прокуратуру <дата> к 09.00час. для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.61 КоАП РФ.
<дата> постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в отношении Чугувской Е.Н. в отсутствие последней.
При этом копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение ч.4.4 ст.28.2 КоАП РФ, в адрес Чугуевской Е.Н. не направлялась, дело об административном правонарушении таких сведений не содержит.
Указанное нарушение процессуальных требований является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Приведенные фактические обстоятельства дела при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении оставлены без внимания и надлежащей оценки.
Требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешении его в соответствии с законом мировым судьей не соблюдены.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу положений указанной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу об административном правонарушении в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу невозможно.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ, составляет три месяца. Указанный срок подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения – <дата>.
Материал в отношении Чугуевской Е.Н. поступил в адрес Красноглинского районного суда <адрес> <дата>.
Таким образом, на момент рассмотрения административного дела срок давности привлечения Чугуевской Е.Н. – истек, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Чугуевской Е. Н. – прекратить, в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано и опротестовано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст.ст. 30.12 -30.19 КоАП РФ.
Судья п/п Т.Н. Кремнева
Копия верна. Судья.