Дело № 2-3023/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» августа 2022 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Грачевой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комяковой ФИО6, Афанасьевой ФИО7 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обязании выплатить единовременную денежную выплату, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Комякова О.Н., Афанасьева Л.И. обратились в Щелковский городской суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обязании выплатить единовременную денежную выплату, взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указали, что они – Афанасьева Л.И. и Комякова О.Н. - являются получателями пенсии и состоят на учете в ГУ - Главном управлении Пенсионного Фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области. Истцы обратились в орган пенсионного обеспечения с заявлениями о выплате им единовременной денежной выплаты в размере 5 000 рублей каждой за январь 2017 года, однако до настоящего времени денежные средства в адрес истцов не поступили. На основании изложенного, просят суд обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области выплатить Комяковой ФИО8, Афанасьевой ФИО9 единовременную денежную выплату по 5 000 рублей в пользу каждой, взыскать с ответчика в пользу истцов денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, каждой.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе на установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).
Пенсии в Российской Федерации устанавливаются в строгом соответствии с действующим на дату обращения, пенсионным законодательством.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Афанасьева Л.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Комякова О.Н,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются получателями пенсии и состоят на учете в ГУ – Главном управлении Пенсионного Фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области.
В соответствии с Федеральным Законом РФ № 385-ФЗ от 22.11.2016 года «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5000 рублей.
Единовременная денежная выплата и оплата услуг по доставке единовременной денежной выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Единовременная денежная выплата производится в январе 2017 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты. При этом гражданам, являющимся получателями одновременно двух пенсий, одна из которых выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, единовременная денежная выплата осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок осуществления единовременной денежной выплаты устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности или выплату соответствующих пенсий.
Получение гражданином единовременной денежной выплаты не учитывается при определении его права на получение иных выплат и при предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае, если единовременная денежная выплата гражданам, имеющим право на ее получение, не была осуществлена в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, ее выплата может быть произведена после января 2017 года.
Из суммы единовременной денежной выплаты удержания на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, решений судов о взыскании сумм пенсий и иных социальных выплат вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке, не производятся.
Доставка единовременной денежной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для доставки соответствующих пенсий.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ через Центр по выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, посредством АО «Почта России» были направлены платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате в пользу Комяковой О.Н. и Афанасьевой Л.И. единовременной выплаты в размере 5 000 рублей (каждая), которые были получены ДД.ММ.ГГГГ истцами лично, о чем имеются их подписи на уведомлениях. Возврата данных денежных средств не поступало.
Таким образом, доводы истцов о неполучении указанных денежных средств на банковский счет не может являться основанием для удовлетворения иска.
Также согласно Указу Президента РФ от 24.08.2021 года № 4 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», в пользу каждого из истцов была выплачена единовременная выплата в размере 10 000 рублей (каждая). Возврата данных денежных средств не поступало.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что обязанность по выплате в пользу истцов единовременной денежной выплаты исполнена органом пенсионного обеспечения в полном объеме, требования истцов признаются необоснованными, а потому суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Комяковой ФИО10, Афанасьевой ФИО11 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обязании выплатить единовременную денежную выплату надлежит отказать.
Согласно статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда суд необходимо исходить из того, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, по общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.
Каких-либо доказательств того, что истцам действиями ответчика причинен моральный вред, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков и физическими и нравственными страданиями истца, если таковые были реально причинены, не представлено, в связи с чем оснований к удовлетворению заявленных требований о компенсации морального вреда не имеется.
С учетом изложенного, требования истцов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комяковой ФИО12, Афанасьевой ФИО13 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обязании выплатить единовременную денежную выплату, взыскании денежной компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Малинычева