Дело № 2-34/2023
УИД 22RS0023-01-2022-000496-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего, судьи Федоровой Н.А. при секретаре Деври Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Калманского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Зимаревского сельсовета Калманского района, администрации Калманского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калманского района, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Зимаревского сельсовета Калманского района о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества. В обоснование указал, что при проверке соблюдения законодательства при управлении и распоряжении объектами жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес> имеются сооружения водонапорной сети, водонапорной башни, водонапорной скважины, которые никому не принадлежат, информация о происхождении данных сооружений отсутствует, вопрос о признании ее бесхозной не рассматривался. Бесхозяйность указанных источников водоснабжения не позволяет обеспечить их безопасную эксплуатацию, что может причинить вред здоровью граждан.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил круг ответчиков и заявленные исковые требования. Просил признать незаконным бездействие администрации Калманского района по организации обеспечения надежного водоснабжения и водоотведения потребителей на территории муниципального образования Зимаревский сельсовет в пос. Прудской. Возложить обязанность на органы местного самоуправления -администрацию муниципального образования Зимаревский сельсовет Калманского района, администрацию Калманского района Алтайского края, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сооружения водопроводной сети, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес>.
Прокурор Калманского района исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Ответчики в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно п.5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.4 ч.1, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.
Пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 этого же Закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч.1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.
Из материалов дела, пояснений прокурора в судебном заседании следует, что актом проверки прокурора установлено наличие на территории <адрес> сельсовета, на земельном участке с кадастровым номером ......., наличие сооружений водонапорной башни, водонапорной скважины, водопроводных сетей. Собственник имущества не установлен.
Из пояснений представителя ответчика - администрации Калманского района Алтайского края в предыдущем судебном заседании следует, что данное имущество как бесхозяйное было установлено актом прокурорской проверки. По сообщению главы администрации Зимаревского сельсовета данные объекты водоснабжения были возведены ПАО «МРСК Сибирь» для обеспечения водоснабжения домов, возведенных для сотрудников ПАО «МРСК Сибирь». После проведенной проверки администрацией были приняты меры к постановке на учет данного имущества как бесхозяйного. Два объекта -сооружений водонапорной башни, водонапорной скважины поставлено на кадастровый учет, зарегистрировано в Управлении Росреестра. Водопроводные сети в связи с наступлением зимнего периода не представилось возможным поставить на учет, однако, работа в данном направлении будет продолжена после того, как кадастровый инженер сможет провести осмотр.
Согласно выписки из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес> края на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно сведений из Росреестра по <адрес>, право собственности на спорные водопроводные сети не зарегистрировано; по сообщению МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, Алтайкрайимущества, администрации Калманского района Алтайского края, администрации Зимаревского сельсовета Калманского района
Алтайского края в реестрах муниципальной, краевой, федеральной собственности информация о них отсутствует.
Из ответов АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», ПАО «Россети Сибирь» водопроводные сети, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес>, за данными организациями не числятся и в производственной деятельности не используются.
Принимая во внимание, что водопроводные сети расположены на земельном участке, правообладателем которого значится администрация Калманского района Алтайского края, а также исходя из полномочий администрации Калманского района Алтайского края по осуществлению водоснабжения на территории муниципального района, бесхозяйное имущество, к которому надлежит отнести спорные водопроводные сети, подлежит постановке на регистрационный учет администрацией Калманского района Алтайского края. Вместе с тем, исходя из порядка, закрепленного в п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю может обратиться администрация Зимаревского сельсовета Калманского района Алтайского края. Соответственно оба лица, определенные прокурором в качестве ответчиков, являются надлежащими.
Поскольку до настоящего времени водопроводные сети, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес>, на учет как бесхозяйное имущество не поставлены, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроках исполнения судебного решения, суд находит доводы администрации Калманского района Алтайского края о невозможности проведения кадастровых работ в зимний период времени, заслуживающими внимания, и полагает правильным определить срок для исполнения - в течение 6 месяцев со дня принятия решения.
Принимая во внимание, что суду не представлены доказательства ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения в п. Прудском по вине администрации Калманского района Алтайского края, в том числе в связи с не постановкой водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества, суд оснований для признания бездействия администрации Калманского района незаконным - не усматривает.
На основании изложенного, учитывая признание иска ответчиком, суд полагает правильным заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Зимаревского сельсовета Калманского района Алтайского края, администрацию Калманского района Алтайского края обязанность в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего решения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сооружения водопроводной сети, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ....... по адресу: <адрес>.
В остальном исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Н.А. Федорова
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2023г.