Судья: Кутенев Л.С. УИД 76RS0017-01-2023-003323-51
Дело № 30-2-150/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль 12 апреля 2024 года
Судья Ярославского областного суда Шалимова О.Ю.,
при секретаре Мурзиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Скотникова Андрея Викторовича на постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № 95 от 21 ноября 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Ярославля от 08 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Скотникова Андрея Викторовича,
у с т а н о в и л :
Постановлением административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № 95 от 21 ноября 2023 года Скотников Андрей Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Скотников А.В. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Ярославля от 08 февраля 2024 года постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № 95 от 21 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Скотникова А.В. оставлено без изменения, а его жалоба - без удовлетворения.
В поданной в Ярославский областной суд жалобе Скотников А.В. не соглашается с постановлением и решением, считая их незаконными и необоснованными. Полагает, что его жалоба на постановление о назначении административного наказания подлежала рассмотрению в Арбитражном суде Ярославской области. Факт привлечения его к административной ответственности ранее по ч.1 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях» не давал административной комиссии оснований для его привлечения по настоящему делу по ч.2 указанной статьи. Кроме того, при рассмотрении дела учтены не все данные о его личности, в частности, не учтено наличие у него на иждивении двоих несовершеннолетних детей, а также тот факт, что его статус индивидуального предпринимателя прекращен 07 декабря 2023 года. Отмечает, что не рассмотрен вопрос о признании деяния малозначительным. Просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Ярославского областного суда Скотников А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно утверждал, что не был надлежащим образом извещен административной комиссией Ярославского муниципального района Ярославской области о рассмотрении дела 21 ноября 2023 года, вследствие чего был лишен возможности при этом участвовать. Письмо, направленное ему административной комиссией на электронную почту 15 ноября 2023 года, содержащее извещение о рассмотрении дела и копию протокола об административном правонарушении, попало в «Спам», он обнаружил его только в 2024 году. Согласия на извещение по электронной почте по настоящему делу он административной комиссии не давал.
Проверив доводы жалобы, заслушав Скотникова А.В., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, правила подведомственности и территориальной подсудности при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания не нарушены.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП Р).
Согласно ч.6 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении, гарантируется вручение (направление) копии протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Верховный Суд РФ, касаясь вопроса соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения и поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из материалов дела следует, что Скотников А.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (имеется телефонограмма соответствующего содержания), в связи с чем имелись основания для составления протокола в его отсутствие.
Вместе с тем частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено обязательное направление копии протокола об административном правонарушении до начала рассмотрения дела, в случае его составления без участия лица, в отношении которого возбуждено дело.
Положения ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, включающее в себя право знакомиться с содержанием протокола, в котором формулируется обвинение.
Как следует из материалов дела, извещение о рассмотрении дела 21 ноября 2023 года и копия протокола по делу об административном правонарушении от 15 ноября 2023 года административной комиссией Скотникову А.В. направлены по электронной почте.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствует расписка Скотникова А.В., подтверждающая его согласие на направление ему извещений и копий процессуальных документов по электронной почте, а кроме того, материалы дела не содержат доказательств получения направленной Скотникову А.В. административной комиссией 15 ноября 2023 года по электронной почте информации (о месте и времени рассмотрения дела) и копии протокола.
Иных сведений, позволяющих прийти к выводу о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, вручении (направлении) ему в установленном порядке копии протокола, материалы дела не содержат.
При этом Скотников А.Ф. как в судебном заседании Ленинского районного суда г.Ярославля, так и в Ярославском областном суде, утверждал, что о рассмотрении в отношении него дела ничего не знал, копию протокола об административном правонарушении своевременно, до начала рассмотрения дела, не получал.
Утверждения Скотникова А.В. в этой части ничем не опровергнуты.
Указание Скотниковым А.В. адреса своей электронной почты в другом деле об административном правонарушении не свидетельствует о даче им согласия на извещение и получение копий документов посредством электронной почты по настоящему делу.
При таких обстоятельствах административной комиссией не созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушен порядок рассмотрения в отношении Скотникова А.В. дела об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, которые судьей районного суда оставлены без внимания, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции, вынесенные в отношении Скотникова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», подлежат отмене.
Поскольку к настоящему моменту срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ данное дело об административном правонарушении не может быть направлено на новое рассмотрение и производство по нему подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление административной комиссии Ярославского муниципального района Ярославской области № 95 от 21 ноября 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Ярославля от 08 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Скотникова Андрея Викторовича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.Ю.Шалимова