Карабудахкентский районный суд РД судья А.А. Казаватов
№ дела 12-98/20
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2021 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации МР «<адрес>» ФИО3 на решение судьи Карабудахкентского районного суда РД от <дата>, вынесенное на постановление заместителя ФИО1 по РД ФИО4 от <дата> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации МР «<адрес>»,
установил:
постановлением заместителя ФИО1 по РД ФИО4 от <дата> №, оставленным без изменения решением судьи Карабудахкентского районного суда РД от <дата>, юридическое лицо администрация МР «<адрес>» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что администрация МР «<адрес>» не использовала по целевому назначению, принадлежащий ей на праве собственности и имеющий сельскохозяйственное назначение, земельный участок с кадастровым номером 05:09:000024:971.
В жалобе администрации МР «<адрес>» содержится просьба об отмене состоявшихся по делу постановлений, приводя доводы об их незаконности, в частности, указывая об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
В суде апелляционной инстанции защитник администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО5 поддержала доводы жалобы и просила их удовлетворить.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя административного органа, извещенного о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения защитника, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от <дата> № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Из материалов дела усматривается, что при проверке целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, в результате осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 05:09:000024:971, 05:09:000024:801, 05:09:000024:983 установлено их выведение из сельскохозяйственного оборота. Снят плодородный слой почвы, не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охрана почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, улучшающих качественное состояние земель.
По выписке из ЕГРП от <дата> администрация MP «<адрес>» является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:09:000024:971.
В отношении администрации MP «<адрес>» <дата> составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от <дата> № по факту неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на площади 15 га, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от <дата> № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Также информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании. Выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Определением от <дата> рассмотрение жалобы администрации МР «<адрес>» отложено на <дата> в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу в обоснование доводов жалобы, в частности, для подтверждения доводов о недавнем приобретении МР «<адрес>» земельного участка в собственность, за неиспользование которого по целевому назначению последний привлекается к административной ответственности.
В судебном заседании <дата> представитель администрации МР «<адрес>» ФИО5 дополнительных доказательств не представила, в связи с чем жалоба МР «<адрес>» рассмотрена на основе имеющихся в деле об административном правонарушении материалов.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и суд пришли к обоснованному выводу о виновности администрации MP «<адрес>» в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
Административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушений может учитываться для вида и размера административного наказания.
Административное наказание назначено администрации MP «<адрес>» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.8 КоАП РФ с применением положений части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся процессуальное решение как незаконное и необоснованное, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Карабудахкентского районного суда РД от <дата>, вынесенное на постановление заместителя ФИО1 по РД ФИО4 от <дата> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении администрации МР «<адрес>», оставить без изменения, жалобу главы администрации МР «<адрес>» ФИО3 – без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-ФИО6