Мотивированное решение составлено 29.12.2023 КОПИЯ
Дело №2-894/2023
УИД 66RS0039-01-2023-000987-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 22 декабря 2023 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Николаева А.Г.,
при секретаре судебного заседания Майоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева А.Н. к администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Зуев А.Н. обратился в суд с иском к администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество – жилой дом, площадью 50,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Участвующий в судебном заседании представитель истца Ушакова Н.В. доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что истец является наследником З.Н.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ. С момента смерти своего отца истец пользуется указанным жилым домом, поддерживает жилой дом в надлежащем состоянии, обрабатывает земельный участок, несёт необходимые расходы по его содержанию. Правоустанавливающие документы на жилой дом отсутствуют, дом был построен взамен старого в 1980 году.
Представитель ответчика администрации Бисертского городского округа в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором оставил заявленные требования на усмотрение суда, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Третьи лица - Дремина Л.Н., Зуев А.Г., Зуев А.Г. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых выразили согласие с требованиями истца.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как установлено судом в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами в материалах дела, З.Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти №).
По информации Нижнесергинского БТИ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> значится за З.Н.Г. (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №). По договору от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом снесён. Разрешение на строительство нового дома вместо старого в БТИ не представлено.
Из искового заявления, доводов представителя истца, объяснений свидетелей, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был построен в 1980 году взамен снесённого, который был приобретён З.Н.Г. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 19.03.2009г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, постановлен на технический учёт в филиале СОГУП «Областной центр недвижимости» «Нижнесергинское БТИ и РН», состоит из жилого дома общей площадью 50,5 кв.м., в том числе жилой 36,5 кв.м., с холодным пристроем, площадью 17,3 кв.м., сараями, навесами, баней, предбанником, воротами (л.д. 9).
Сведения о правообладателях на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Истцом указано, что он приходится умершему сыном, что подтверждено сведениями ЗАГС Нижнесергинского района (л.д. 20-22). После смерти отца осталось имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, в котором он приживал вместе с матерью – З.А.М. вплоть до её кончины ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ) л.д. 7 (сведения ЗАГС о заключении брака между З.Н.Г. и З.А.М. (добрачная фамилия - Бабушкина) от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №).
По сведениям нотариуса нотариального округа пгт. Бисерть и Нижнесергинского района Свердловской области, после смерти З.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело. С заявлением о принятии наследства обратились дочь – Дремина Л.Н., сын – Зуев А.Н., сын – Зуев Г.Н., который согласно сведениям нотариуса умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследником первой очереди после смерти З.Г.Н. являются его дети – Зуев А.Г. и Зуев А.Г.
Фактически после смерти З.Н.Г. имущество принято его сыном – Зуевым А.Н., поскольку после смерти отца (З.Н.Г.), а затем после смерти матери (З.А.М.) он остался проживать в указанном доме, нести расходы по его содержанию поддерживать имущество в надлежащем состоянии.
При этом сестра – Дремина Л.Н. племянники – Зуев А.Г. и Зуев А.Г. на оформление наследственных прав после смерти З.Н.Г., а также смерти брата – З.Г.Н. не претендуют, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
Других наследников судом не установлено.
В силу п. 1, п. 2, п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В силу положений статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что после смерти З.Н.Г., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, его сын – Зуев А.Н. фактически вступил во владение указанным недвижимыми имуществом, принял меры по его сохранению, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, следил за техническим состоянием дома, нёс все расходы по его содержанию. Иные лица имущество не принимали, в доме по указанному адресу не проживали, расходы по содержанию имущества не несли. Доказательств обратного, возражений со стороны ответчика, а также третьих лиц относительно иска суду не представлено. Указанное также подтверждено показаниями свидетелей Н.С.Н., К.Т.Б.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
При таких обстоятельствах суд полагает, что за истцом подлежит признанию право собственности на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зуева А.Н. к Администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Зуевым А.Н. право собственности на жилой дом, общей площадью 50,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.
Судья (подпись) А.Г. Николаев
Копия верна. Судья