Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1567/2022 ~ М-473/2022 от 22.02.2022

18RS0004-01-2022-001147-69

Дело № 2-1567/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск                                                  23 августа 2022 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Кочеткова Д.В.,

при секретаре Зиминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пикулевой Т.А. к ОПФР по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Пикулева Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику ОПФР по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, с учетом изменения предмета иска просит:

Признать незаконными решения ОПФР по Удмуртской Республике от -Дата- , от -Дата- об отказе в досрочном назначении пенсии Пикулевой Т.А..

Обязать ОПФР по Удмуртской Республике включить в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы Пикулевой Т.А. в должности воспитателя, когда не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю с -Дата- по -Дата-.

Обязать ОПФР по Удмуртской Республике бессрочно назначить Пикулевой Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с -Дата-.

Взыскать с ответчика госпошлину, судебные расходы.

Свои требования мотивировала тем, что решениями от -Дата- , от -Дата- ответчик истцу отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии спорный период.

В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истца Чернова Д.С., действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Гарипова Н.И., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы отказных решений.

Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено без участия истца.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Согласно трудовой книжке серии АТ - VI , Пикулева (Шутова) Т.А. -Дата- года рождения, работала в периоды в должности:

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/с № 176 НПО «БУММАШ»;

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/с № 194 НПО «БУММАШ»;

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/с № 137 НПО «БУММАШ»;

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/к № 286 ПО «Ижевский мотозавод»;

с -Дата- по -Дата- воспитатель д/с № 288 АООТ «АКСИОН»;

с -Дата- по настоящее время воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 194» (МБДОУ Детский сад № 194»).

Истицей не выполнялась норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, из расчета не менее 6 часов в день или не менее 30 часов в неделю в период с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в детском саду .

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в ОПФР по Удмуртской Республике о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением от -Дата- ОПФР по Удмуртской Республике истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения права на досрочное назначение пенсии с учетом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ. Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 25 лет 7 месяцев. Требуемый стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, 25 лет, выработан на дату -Дата-. Следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано заявителем в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 по формуле: дата права (26.03.2021) + 36 месяцев (с учетом сроков установления пенсий, указанных в приложении 7 к Закону от 28.12.2013), т. е. не ранее -Дата-.

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в ОПФР по Удмуртской Республике о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением от -Дата- ОПФР по Удмуртской Республике истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения права на досрочное назначение пенсии с учетом п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ. Право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано заявителем в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 по формуле: дата права (-Дата-) + 36 месяцев (с учетом сроков установления пенсий, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), т.е. не ранее -Дата-.

Из содержания решений усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы, когда не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю в период с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя в детском саду .

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, страховая пенсия назначается независимо от возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21 в 2021 году, 23,4 в 2022 году (с учетом переходных положений пункта 3 статьи 35 указанного закона). В соответствии с Законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01.01.2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. С 01.01.2019 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пп. 19-21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону №400-ФЗ (дата наступления права на досрочную пенсию + 36 месяцев).

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).

Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2021 году составляет 12 лет.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада.

С учетом изложенного, обязательными условиями для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обращался с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение -Дата-, -Дата-.

Периоды работы истца в должности воспитателя, в которые, по мнению ответчика, истцом не была выработана норма педагогической нагрузки с -Дата- по -Дата- (6 месяцев 29 дней), подлежат включению в специальный трудовой стаж истца по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы "...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...".

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что "в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от 24.12.1999 года № 01-52-640/205, норма педагогической нагрузки, за которую выплачивалась ставка заработной платы, для воспитателей дошкольных учреждений была определена в количестве 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258 "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений", с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР N 82/258).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.

При включении в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 25 лет 11 месяцев 7 дней, спорного периода, стаж истца составит 26 лет 6 месяцев 6 дней, требуемый для досрочного установления страховой пенсии по старости педагогический стаж продолжительностью 25 лет выработан истцом на дату -Дата-, что дает истцу право на назначении пенсии досрочно с даты обращения -Дата-.

Поскольку вынесенные ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истице не соответствуют требованиям пенсионного законодательства в части необоснованного отказа во включении в специальный педагогический стаж истца спорного периода, решения подлежат отмене в данной части с обязанием ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, бессрочно с -Дата-.

Исковые требования о включении в специальный педагогический стаж истца спорного периода подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., расходы по оплате нотариальных услуг за удостоверение доверенности 1500 руб.

При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в судебных заседаниях. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере             10000 руб. Понесение данных расходов подтверждается документально.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пикулевой Т.А. СНИЛС к ОПФР по Удмуртской Республике ИНН 1833005196 о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконными решения ОПФР по Удмуртской Республике от -Дата- , от -Дата- об отказе в досрочном назначении пенсии Пикулевой Т.А..

Обязать ОПФР по Удмуртской Республике включить в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы Пикулевой Т.А. в должности воспитателя, когда не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю с -Дата- по -Дата-.

Обязать ОПФР по Удмуртской Республике бессрочно назначить Пикулевой Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с -Дата-.

Взыскать с ОПФР по Удмуртской Республике в пользу Пикулевой Т.А. госпошлину в размере 300 руб., судебные расходы в размере 11500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд ... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято -Дата-.

Судья:                                    Д.В. Кочетков

2-1567/2022 ~ М-473/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пикулева Татьяна Аркадьевна
Ответчики
ОПФР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Кочетков Денис Владимирович
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
22.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2022Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
24.04.2022Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
24.06.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2023Дело оформлено
24.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее