№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2021 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя по доверенности ООО «Экосистема» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды – главного специалиста отдела государственного экологического, геологического и водного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Экосистема» в виде штрафа в размере 300 000 рублей,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - главного специалиста отдела государственного экологического, геологического и водного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Экосистема» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе представитель ООО «Экосистема» просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу прекратить. Указывает, что были нарушены нормы процессуального права, так как протокол был составлен по истечению срока составления. Также не доказан факт нарушения, т.е. событие правонарушения, отсутствуют данные о том, что правонарушение было совершено. Для установления данного правонарушения, необходимо присутствие должностного лица, либо представителя ООО «Экосистема», а также для установления факта правонарушения необходимо проведение экспертизы, однако акт обследования не устанавливает вину или же её отсутствие. Кроме того, не указано то, что при составлении протокола и установлении правонарушения присутствовал специалист, который обладает навыками, позволяющими установить отсутствие либо совершение правонарушения. Отмечает, что согласно разъяснениям Конституционного суда РФ о времени составления административного протокола, не предполагается составление протокола за пределами установленных сроков, т.е. немедленно после обнаружения правонарушения либо после проведения административного расследования. По данному делу событие было установлено 22.07.2021г., а протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что не было установлено, когда и как произошло возгорание, произошло ли возгорание вообще. Не было установлено ни событие правонарушения, а также нарушены процессуальные сроки. Считает, что административным органом не представлены доказательства в подтверждение вины в указанном правонарушении, что является основанием для отмены оспариваемого постановления. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование по уважительным причинам, т.к. постановление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Экосистема» поступило ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует почтовое уведомление.
В судебном заседании представитель ООО «Экосистема» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РИ ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы представителя ООО «Экосистема» отказать, считал состав административного правонарушения полностью доказанным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. По смыслу ст.31.1 КоАП РФ данное постановление вступает в законную силу по истечении срока для обжалования, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного данной нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, постановление по делу об административном правонарушении получено ООО «Экосистема» ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для его обжалования с учётом правил ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ истекал ДД.ММ.ГГГГ (последний день обжалования).
Жалоба на постановление была подана ДД.ММ.ГГГГ, то есть без пропуска процессуального срока, предусмотренного ст. 30.3 КоАП РФ.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательнее создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24. 1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушений является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1,2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать физические лица, должностные лица, юридические лица.
В силу положений ст. 51 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ №-фз от ДД.ММ.ГГГГ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Причастность ООО «Экосистема» к совершению административного правонарушения, подтверждается актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении №, постановлением о назначении административного штрафа № согласно которым нарушены требования ч.2 ст.11, ч. 6,7 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по исполнению требований законодательства, в связи с чем, вина ООО «Экосистема» в совершении вменяемого административного правонарушения является установленной.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Экосистема» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям жалобы суд не усматривает каких-либо процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела и сбора доказательств.
Избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, в связи с этим применение административного наказания в виде штрафа является правомерным.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды – главного специалиста отдела государственного экологического, геологического и водного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении ООО «Экосистема» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды – главного специалиста отдела государственного экологического, геологического и водного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Экосистема» в виде штрафа в размере 300 000 рублей – оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Экосистема» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья
Копия верна:
судья Сунженского
районного суда РИ ФИО4