Гражданское дело № 2-265/2022 (2-1640/2021)
УИД № 44RS0028-01-2021-002803-50
Решение изготовлено 11 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
11 января 2022 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В.Лагашкиной,
с участием: помощника прокурора Костромского района М.С.Матасовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-265/2022 (2-1640/2021) (УИД № 44RS0028-01-2021-002803-50) по исковому заявлению прокурора Костромского района, действующего в интересах администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности Б.П.К.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района, действующий в интересах муниципального образования - администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности Б.П.К..
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Костромского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Прокурор отмечает, что в силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 года № 86 предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года № 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Так, в соответствии с постановлением Главы администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года №... Б.П.К., ... года рождения, предоставлено право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ администрация Шунгенского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован 11 декабря 2014 года в газете «Северная правда», выпуск № 100, а также на официальном сайте Шунгенской сельской администрации. По прошествии полугода посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» от 25 марта 2015 года № 12 администрацией Шунгенского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения СПК «Дружба», находящихся по адресу: ..., с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей утверждён, в их число вошла доля Б.П.К.. С момента публикации и до момента обращения в суд администрацией принимались в письменной и устной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли Б.П.К. заявлений в администрацию Шунгенского сельского поселения не поступало. Согласно записи акта о смерти от 14 июля 1997 года №... Б.П.К., ... года рождения, умер ....
Прокурор отмечает, что в силу статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, земельные доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распорядились ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, являются невостребованными земельными долями. Невостребованная Б.П.К. земельная доля не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, как отмечает истец, за земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата), что в свою очередь отрицательно сказывается на пополнении бюджета и как следствие на должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе общественно значимых.
С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 12.1, 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, статьи 1, 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор Костромского района просит:
- прекратить право собственности Б.П.К., ... года рождения, на принадлежащую ему долю (3,68 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: ...;
- признать за муниципальным образованием Шунгенское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю площадью 3,68 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный в границах участка, адрес ориентира: ..., принадлежащую Б.П.К. на основании свидетельства на право собственности на землю серия ... №... от 30 мая 1994 года.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Костромского района М.С.Матасова в судебном заседании заявленные к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, указанным в иске.
Представитель материального истца администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, ответчик УФНС России по Костромской областио времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, возражений по существу заявленных требований не представили.
В соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание письменную позицию ответчиков, с учётом мнения стороны истца суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора Костромского района Костромской области М.С.Матасовой, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 ЗК Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предметом регулирования являются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены также основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (пункт 2 указанной статьи)
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). (пункт 3 указанной статьи)
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. (пункт 4 указанной статьи)
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. (пункты 5, 7 указанной статьи).
Право администрации сельского поселения на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, закреплено в пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.
На основании части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что Б.П.К. на основании постановления администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года №... было выдано свидетельство на право собственности на землю серии ... №..., в соответствии с которым он (она) приобрел(а) право собственности на землю по адресу: ..., общей площадью 3,68 га (67,3 б/га). Описание собственности - земельная доля. Земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. С/х угодий - 3,68 га, в том числе пашни - 1,47 га.
Б.П.К. умер(ла) ..., что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти №... от ... отдела записи актов гражданского состояния администрации города Костромы.
Из сведений, представленных нотариусом нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области С.В.Румянцевой, следует, что наследственного дела к имуществу Б.П.К. не заводилось.
Данных о том, что собственник Б.П.К. с момента передачи земельной доли в соответствии с действующим законодательством ею распорядилась, в материалах дела не имеется; доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. (абзацы первый - четвёртый пункта второго статьи 1151 ГК Российской Федерации)
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. (абзац пятый пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. (абзац седьмой пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)
В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время в соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.
До 17 июня 2008 года (день вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432) функции по учёту, принятию мер по охране и оценке имущества, конфискованного на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других уполномоченных на то государственных органов и переданное налоговым органам для реализации; имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным; имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству; клады, были возложены на налоговые органы в силу пункта 3 Положения о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, Инструкцию Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 50 Постановления «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года № 9, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным. Б.П.К. при жизни не распорядился указанной земельной долей. Кроме того, права на спорную земельную долю в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации недвижимости (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, позднее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) зарегистрированы не были ни налоговыми органами, ни, в последующем, Росимуществом в лице его территориальных органов, намерений распорядиться земельной долей Б.П.К. не выражали.
Напротив, на протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность Б.П.К. земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.
В этой связи Администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации, в том числе: в газете «Северная правда», выпуск № 100 от 11 декабря 2014 года, а также на официальном сайте администрации Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и размещен на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» № 12 (10688) от 25 марта 2015 года администрацией Шунгенского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения СПК «Дружба», находящихся по адресу: Костромская область, Костромской район, Шунгенское сельское поселение с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей.
15 апреля 2015 года протоколом № 3 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения список невостребованных земельных долей был утвержден, в число которых вошла доля Б.П.К..
Возражения от заинтересованных лиц о необоснованности включения Б.П.К. и (или) принадлежащей ему земельной доли в список невостребованных земельных долей, в администрацию Шунгенского сельского поселения или на общем собрании участников долевой собственности 15 апреля 2015 года заявлены не были. Документально обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании стороной ответчика остались не опровергнутыми.
Поскольку собственником земельной доли при жизни никаких действий по распоряжению земельной долей не предпринималось, а уполномоченные государственные органы (налоговые органы, в последующем (с июня 2008 года) Росимущество в лице его территориальных органов) не выразили намерений на принятие и распоряжение земельной доли после смерти Б.П.К., с учётом того, что земельная доля не была использована по назначению более трёх лет подряд, обстоятельства невостребованности спорной земельной доли в достаточной степени доказаны и обоснованы.
При этом нарушений процедуры по утверждению списка невостребованных долей судом не установлено, а стороной ответчика о наличии таковых не заявлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные истцом требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельную долю подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах муниципального образования - администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, удовлетворить.
Прекратить право собственности Б.П.К., ... года рождения, на земельную долю площадью 3,68 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ..., с целевым использованием «для сельскохозяйственного производства»; принадлежащую ему на основании свидетельства на право собственности на землю серия ... №..., выданного на основании постановления Главы администрации района от 22 марта 1994 года №....
Признать право муниципальной собственности Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельную долю площадью 3,68 га, ранее принадлежащую Б.П.К., в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ..., категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с целевым использованием «для сельскохозяйственного производства».
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
К.А.Батухина |