Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-80/2024 (3а-2327/2023;) ~ М-1720/2023 от 17.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И..

с участием прокурора Зоричевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-80/2024 по административному исковому заявлению Семенюк И.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Кияйкина А.В.,

У с т а н о в и л :

Семенюк И.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что Семенюк И.И. является собственником перечисленного нежилого помещения. Часть помещения не используется с 2020 года, часть используется под прочие виды полиграфической продукции, в помещении ведется капитальный ремонт. Согласно техническому плану в помещении располагаются помещения, санузлы. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Администрация г.о. Самары, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение включено в Перечни в связи с тем, что оно находится на первом этаже многоквартирного жилого дома и может использоваться под офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом , в Перечень на 2022 год - под пунктом .

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Семенюк И.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 79,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование – нежилое помещение.

Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером

Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: магазин.

Представленный административным истцом технический паспорт на помещение, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 17 мая 2013 года, не может быть принят в качестве документа технического учета, поскольку такой документ должен быть изготовлен до 1 января 2013 года, в то время как технический паспорт составлен после указанной даты.

В материалах инвентарного дела, обозреваемого судом в ходе судебного заседания, технический паспорт ( план) на помещение отсутствует.

По запросу суда в порядке электронного взаимодействия в суд представлен технический план помещения, изготовленный 8 августа 2013 года по заказу Семенюк И.И. кадастровым инженером Малкиным А.Б., в котором содержится план 1 этажа, акт приемо-сдаточной комиссии о завершении переустройства и перепланировки нежилого помещения, декларация об объекте недвижимости, распоряжение Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара № РД-353 от 17.04.2013 года. Экспликация площади помещения в техническом плане отсутсвует.

Распоряжением № РД-353 от 17.04.2013 года квартиры 43, 44 общей площадью 73,0 кв. м <адрес> переведены в нежилое помещение в целях использования помещения в качестве магазина товаров первой необходимости.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что что нежилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, по сведениям технической документации предназначено для использования в качестве торгового объекта, что дает суду основание полагать, что оно обоснованно включено в Перечни, и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы представителя административного истца о том, что нежилое помещение частично не используется, а использование части помещения под прочие виды полиграфической продукции не соответствует критериям ст.378.2 НК РФ, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку критерий назначения является одним из критериев для включения объекта недвижимости в Перечни, совокупности критериев для включения не требуется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований Семенюк И.И. о признании недействующими со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года.

3а-80/2024 (3а-2327/2023;) ~ М-1720/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Семенюк И.И.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Кияйкин Александр Викторович
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация административного искового заявления
18.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее